Крупнейший казахстанский автохолдинг лишился налоговых льгот

О возможной остановке конвейера заявили представители усть-каменогорского автохолдинга, сообщает корреспондент «Хабар 24». Ранее на производстве выпускали почти половину всех автомашин в стране. Свои позицию бизнесмены объясняют завершением договора между Министерством индустрии и инфраструктурного развития и предприятием по промышленной сборке машин. А это означает возврат к выплатам НДС и утилизационного сбора, которые ранее компенсировали им из госбюджета. Вся эта запутанная история началась 10 лет назад – 24 июня 2010 года, когда АО «Азия Авто» заключает с Правительством соглашение о промышленной сборке автомобилей с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова с 1 июня 2017 года. И еще до начала большой стройки – в 2010 году завод освобождается от внушительной части налогового бремени и получает госкомпенсации. А уже через два года – 19 декабря 2012 года у АО «Азия Авто» появляется дочерняя компания «Азия Авто Казахстан». И с этой компанией профильное ведомство 28 декабря 2012 года заключает соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств, также с налоговыми преференциями от государства. 2014 год – начало грандиозного строительства, громкие заявления и обещания: Казахстан получит достойный уровень локализации, а не собранные из иностранных запчастей машины. 2015 год – на территории будущего завода возводят ангары и склады для техники и стройматериалов. Казалось бы, до запуска первых мощностей всего чуть-чуть: уже в 2016-2017 годах ожидаются первые отечественные комплектующие: бамперы, сиденья, бензобаки, системы выхлопа. Но нет, сроки сорваны. Ждут 2018 – теперь на этот год намечено начало выпуска штампованных деталей кузова, подвески и рулевого управления, а также элементов трансмиссии, но задача вновь не выполняется. 2020 – главная достопримечательность стройплощадки – фундамент и только каркас цехов. Профильное ведомство – Министерство индустрии лишает автопредприятие господдержки в виде освобождений от выплат НДС и госкомпенсаций, покрывающих часть затрат по утилизационным сборам. В министерстве объясняют: всё просто – сроки исполнения договоренностей давно сорваны. Ержан Иманслям, руководитель управления машиностроения МИИР РК: — Соглашение о промышленной сборке касается выполнения процедуры достижения уровня локализации и на производство не влияет. У нас на сегодняшний день в Казахстане есть предприятия, которые не имеют соглашения о промышленной сборке и не получают меры господдержки, но функционируют и реализуют свою продукцию. У автопроизводителя свои аргументы на этот счёт. Лишение субсидий означает остановку работы действующего конвейера «Азия Авто» и строительства мощностей полного цикла на площадке в Усть-Каменогорске. А то, что сорваны сроки – объективный форс-мажор. Ержан Мандиев, генеральный директор автохолдинга: — Никто не мог предполагать, что за этот период будут происходить такие падения потребительского спроса. Достаточно будет сказать, что автомобильный рынок Казахстана с 2013 года сократился в 4 раза и к 2019 году восстановится полностью только на 45%. Действительно, с 2014 по 2016 годы в самый разгар строительства автозавода продажи новых автомобилей в стране упали в 3,5 раза. В тот период в Казахстан хлынули новые и подержанные автомобили соседей по Евразийскому экономическому союзу. И выбор потребителя был очевиден – разница в ценниках на подержанные авто в Казахстане и России. На помощь отечественному автопрому, по мнению экспертов, пришел утильсбор и первичная регистрация машин в 2017 году. Защита от конкуренции сработала: к 2018 году доля автоимпорта сократилась больше чем наполовину. А теперь вот еще одна причина – коронавирус. Ержан Иманслям, руководитель управления машиностроения МИИР РК: — Они ссылаются сейчас на финансовые средства и затруднения, на пандемию коронавируса. Я скажу, что соглашение по промышленной сборке, если первое считать, было подписано в 2010 году. У них было 10 лет, и тогда финансовых затруднений не было. Однако даже в сложный для всей страны период автопроизводители не лишились господдержки. Как аргумент – запущенная еще в 2016 году программа льготного автокредитования. Для  выбирающих машины казахстанской сборки предусмотрено 100 миллиардов тенге льготных кредитов. С января по апрель казахстанцы приобрели больше 6 тысяч авто. Автозаводы и дилеры заработали 169 миллиардов тенге. Могли бы и больше: что значит 6 тысяч покупателей для 18-миллионной страны. Но отечественные авто не всем по карману, сказывается и низкий уровень локализации казахстанских автопроизводств, который до сих пор не превышает 33%, лишь по отдельным моделям доля собственных автокомпонентов достигает 50%. Поэтому себестоимость казахстанских авто и финансовые перспективы их производства напрямую зависят от ценников на ввозимые в Казахстан запчасти и комплектующие, от скачка курса доллара. Вячеслав Ветлугин, корреспондент: — В соседней России госстимулирование предприятий автоиндустрии напрямую зависит от локализации производств. Например, вот машина казахстанской сборки, большинство запчастей конкретно здесь иностранного производства. Российские автопроизводители же идут по пути импортозамещения и на этом зарабатывают баллы господдержки. Проще говоря, чем больше своего, тем серьезнее помощь государства. Казахстанский автопром на этом фоне нуждается в глубокой модернизации и закрытие усть-каменогорского конвейера, понятное дело, скажется на всей отрасли в целом. Республика рискует лишиться автозавода, покрывающего до 40% рынка, а отрасль – больше 5 тысяч профессиональных кадров. Олег Алфёров, эксперт автомобильной отрасли: — Тем не менее рынок Казахстана через новый виток снижения рыночной активности все-таки возобновит свой рост в последующие годы. И я уверен, что обязательства компании перед государством, перед профильным министерством, перед потребителем и партнерами всенепременно будут выполнены. Однако сценарий, при котором деятельность усть-каменогорского автоконвейера остановится, в Мининдустрии исключают. Ведомство рассматривает возможности возврата усть-каменогорским автопроизводителям налоговых льгот, но при одном условии – увеличении объемов локализации  производства до 50%. Ержан Иманслям, руководитель управления машиностроения МИИР РК: — Если они сейчас не выполнят соглашение о промышленной сборке, это не препятствует после выполнения заключить новое соглашение о сборке. Они придут и скажут, что мы выполнили обязательства, министерство будет готово. То есть каких-либо препятствий для автопроизводителя нет. Перспективы перемен к лучшему в отечественной автоиндустрии всё же есть. В стране разработана «дорожная карта» развития машиностроения на ближайшие 5 лет. Проект предполагает рост доли казсодержания в автопроизводстве. Чтобы страна действительно получила машины Made in Kazakhstan, а не автомобиль, собранный на заводе по принципу детского конструктора из готовых, пришедших из-за рубежа, частей. Авторы: Вячеслав Ветлугин, Дмитрий Пыхтин.

Источник: https://24.kz/ru/news/economyc/item/396148-krupnejshij-kazakhstanskij-avtokholding-lishilsya-nalogovykh-lgot
Қолданылған материалдарға міндетті түрде www.24.kz сайтына гиперсілтеме берілуі тиіс / Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.24.kz

Автор: Айжан Ержанова