КПН, НДС, увеличение СГД по выбывшим ФА и курсовой разнице, уменьшение вычетов по ТМЗ и ФА

1.Вид спора: налоговые споры

 2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

 3. Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «A» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства, за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме налога 54 058,2 тыс.тенге и пени 11 322,4 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 12 252,2 тыс.тенге и пени 2 979,7 тыс.тенге.

Компания «A», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Проверив доводы Компании «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в ходе рассмотрения жалобы назначена тематическая проверка  по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г. по вопросу правильности исчисления КПН и НДС и отражения первичных документов в бухгалтерском и налоговом учетах, по результатам которой составлен акт проверки. Из акта тематической проверки следует.

1.Относительно увеличения совокупного годового дохода (СГД) на сумму дохода от выбытия фиксированных активов.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 85 Налогового кодекса некорректно отражены в СГД по счету №6210 «Доход от выбытия активов» на сумму 267,9 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна из-за того, что согласно статьи 92 Налогового кодекса дохода от выбытия фиксированных активов так как стоимость выбывшего контейнера не превысила стоимостный баланс группы с учетом поступивших фиксированных активов, которая составляет 11 687,8 тыс.тенге (10720,2+967,2).

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи.

Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.

Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 1) пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса от 25.12.2017г..

В рассматриваемом случае, Компанией «A» заключен Договор на реализацию товаров (контейнер) от 01.07.2017 года №П/68/07/17 с ТОО «D» и согласно расходной накладной от 14.12.2017г. №16000000001, счет-фактура от 14.12.2017г. №16000011580 на сумму 300,0 тыс.тенге, НДС на сумму 32,1 тыс.тенге.

Актом приемки-передачи долгосрочных активов от 14.12.2017г. №16000000001, основное средство (контейнер) с инвентарным номером 014004734 передано Компании «D».

По данным бухгалтерского учета — оборотно-сальдовой ведомости, реализация контейнера в 2017 году отражена по счету №6210 «Доход от выбытия активов» на сумму 267,9 тыс.тенге.

Кроме того, Компания «A» выписаны счет-фактуры: от 03.09.2019г. №ESF-070740002737-20190910-71546607 на сумму 142,0 тыс.тенге, НДС на сумму 15,2 тыс.тенге; от 27.09.2019г. №ESF-0707400002737-20191014-42657347 на сумму 238,0 тыс.тенге, НДС на сумму 25,5 тыс.тенге; от 27.09.2019г. №ESF-070740002737-20190927-69618430 на сумму 238,0 тыс.тенге, НДС на сумму 25,5 тыс.тенге по реализации основных средств — стеллажей.

Компания «A», согласно актам приемки-передачи долгосрочных активов переданы основные средства (стеллаж) с инвентарными номерами №014000230-014000232.

По данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость), реализация стеллажей отражена по счету №6210 «Доход от выбытия активов» на сумму 551,8 тыс.тенге.

При этом необходимо отметить, что согласно статье 117 Налогового кодекса, учет фиксированных активов осуществляется по группам, формируемым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом по техническому регулированию и метрологии:

— по I группе — в разрезе объектов фиксированных активов, каждый из которых образует отдельную подгруппу стоимостного баланса группы,

— по II, III и IV группам — в разрезе стоимостных балансов групп.

Так, Компания «A» в соответствии с классификатором основных фондов (далее — КОФ) и по данным бухгалтерского учета основное средство (контейнер) учитывает в IV группе.

Вместе с тем, Компания «A» по данным бухгалтерского учета приобретает основные средства по IV группе в 2017 году на сумму 967,2 тыс.тенге, в 2019 году на сумму 7 309,5 тыс.тенге.  При этом по данным бухгалтерского учета, числятся основные средства IV группы на начало 2017 года в сумме 10 720,2 тыс.тенге, на начало 2019 года 18 070,5 тыс.тенге.

В соответствии со статьей 92 Налогового кодекса, если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), определенная в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса, превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, величина превышения подлежит включению в совокупный годовой доход.

Аналогичные нормы установлены статьями 267,234 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Исходя из вышеизложенного, стоимость выбывших фиксированных активов за 2017 год в сумме 267,9 тыс.тенге не превышает стоимостной баланс IV группы на начало налогового периода в сумме 10 720,2 тыс.тенге с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в сумме 11 687,8 тыс.тенге (10720,2+967,6) в налоговом периоде, и последующих расходов, произведенных в налоговом периоде (0), то есть величина превышения, подлежащая включению в СГД отсутствует (267,9-11 687,8+0), следовательно, отсутствует доход от выбытия фиксированных активов.

Аналогично за 2019 год, стоимость выбывших фиксированных активов в сумме 551,8 тыс.тенге не превышает стоимостной баланс IV группы на начало 2019 года в сумме 18 070,5 тыс.тенге  с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в сумме 25 380,0  тыс.тенге  (18 070,5+7 309,5) в налоговом периоде, и последующих расходов произведенных в налоговом периоде (0), то есть величина превышения, подлежащая включению в совокупный годовой доход отсутствует (551,8-25380,0+0), следовательно в налоговом учете отсутствует доход от выбытия фиксированных активов.

Таким образом, обоснованность включения в СГД дохода от выбытия актива за 2017 год на сумму 267,9 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 551,8 тыс.тенге по обжалуемому акту проверки не подтверждена.

С учетом вышеизложенного, поскольку дохода от выбытия активов не возникает, соответственно увеличение СГД за 2017 год на сумму 267,9 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 551,8 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки признано необоснованным.

             2.Относительно увеличения СГД на сумму курсовой разницы за 2017, 2019 годы.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 85 Налогового кодекса не включена в СГД по счету №6250 «Доходы от курсовой разницы».

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна из-за того, что в соответствии со статьей 113 Налогового кодекса не возникает превышения отрицательной курсовой разницы над положительной за 2017 год в сумме 1 147,8 тыс.тенге  и за 2019 год в сумме 943,5 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 19) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в СГД включается превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы.

Согласно статье 113 Налогового кодекса в случае, если сумма отрицательной курсовой разницы превышает сумму положительной курсовой разницы, величина превышения подлежит вычету.

Аналогичные нормы установлены статьями 226, 262 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В рассматриваемом случае установлено, что Компания «A» по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость), налогового регистра и первичных бухгалтерских документов отражает как полученный доход от курсовой разницы по счету №6250 «Доход от курсовой разницы» за 2017 год в сумме 1 111,1 тыс.тенге, за 2019 год в сумме 1291,3 тыс.тенге, так и расход от курсовой разницы по счету №7430 «Расходы по курсовой разницы» за 2017 год в сумме 2 258,9 тыс.тенге, за 2019 год в сумме 1 433,5 тыс.тенге  Следовательно, согласно данным бухгалтерского учета возникает отрицательная курсовая разница за 2017 год в сумме 1147,8 тыс.тенге (2258,9-1111,1), данная величина превышения отрицательной курсовой разницы над положительной отражена в декларации по КПН (ф.100.00) за 2017 по строке 100.00.020 «Прочие вычеты». Согласно данным бухгалтерского учета возникает отрицательная курсовая разница за 2019 год в сумме 142,2 тыс.тенге (1291,3-1433,5). При этом в декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год по строке 100.00.020 «Прочие вычеты» отражена сумма 490,9 тыс.тенге, расхождение составило сумму 347,8 тыс.тенге, которая уменьшена по результатам тематической проверки. 

На основании вышеизложенного, обоснованность увеличения СГД на сумму положительной курсовой разницы над суммой отрицательной за 2017 год в сумме 1 111,1 тыс.тенге, за 2019 год в сумме 943,5 тыс.тенге по обжалуемому акту проверки не подтверждена.

С учетом вышеизложенного, поскольку возникает превышение отрицательной курсовой разницы над положительной, соответственно увеличение СГД за 2017 год на сумму 1 111,1 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 943,5 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки признано необоснованным.

           3. Относительно исключения из вычетов расходов по реализованным товарам (работам, услугам) и НДС из зачета за 2017-2019 годы.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1, 3 статьи 100 Налогового кодекса необоснованно отнесены расходы на вычеты по приобретению товарно-материальных запасов (ТМЗ) по строке «Расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2017 год на сумму 64 433,7 тыс.тенге, за 2018 год на сумму 119 962,4 тыс.тенге, НДС за 2019 год на сумму 81 200,3 тыс.тенге. Также исключен из зачета НДС за 1-4 кварталы 2018 года в сумме 9 145,8 тыс.тенге и 1-4 кварталы 2019 года в сумме 3 106,4 тыс.тенге   по результатам сверки Журнала регистрации счетов-фактур полученных с суммой НДС, отнесенного в зачет, по строке «Товары, работы, услуги, приобретенные в РК».

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна из-за того, что не были исследованы первичные документы и начисление проведено на основании сверки Журнала регистрации счетов-фактур полученных с суммой НДС, отнесенного в зачет, по строке «Товары, работы, услуги, приобретенные в РК».

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено настоящей главой, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота

Пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2018 года установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008 года определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Аналогичные нормы установлены статьями 242, 400,190 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Пунктом 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

1) адекватным подкреплением бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 263 Налогового кодекса счет-фактура выписывается:

на бумажном носителе — не ранее даты совершения оборота и не позднее семи календарных дней после даты совершения оборота по реализации;

в электронной форме — не ранее даты совершения оборота и не позднее пятнадцати календарных дней после даты совершения оборота по реализации.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 413 Налогового кодекса от 25.12.2017г..

В рассматриваемом случае, согласно представленных в ходе проверки первичных бухгалтерских документов установлено, что Компания «A» в бухгалтерском учете накладные на отпуск запасов на сторону, которые являются первичными бухгалтерскими документами согласно приказа Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012 года №562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» оприходованы в 2017 году от поставщиков, в том числе строительные материалы и прочие услуги на общую сумму 43793,0 тыс.тенге, НДС на сумму 5 971,8 тыс.тенге, в 2018 на сумму 119 636,0 тыс.тенге, НДС на сумму 16 314,0 тыс.тенге, в 2019 году на сумму 50 719,8 тыс.тенге.

Компанией «A» были приобретены товары (работы, услуги) согласно накладных на отпуск запасов на сторону, которые отражены в бухгалтерском учете в декабре 2017-2019гг. При этом электронные счета-фактуры (ЭСФ) выписаны поставщиками в январе следующего года в пределах пятнадцати календарных дней после даты совершения оборота по реализации, предусмотренных пунктом 7 статьи 263 Налогового кодекса и статьи 413 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Однако, несмотря на наличие всех соответствующих требованиям законодательства документов: договоров, актов выполненных работ, счетов-фактур, фискальных чеков и актов сверок с печатями и подписями, расходы по приобретению товаров (работ, услуг) по взаиморасчетам с поставщиками по результатам обжалуемого акта проверки были исключены из расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2017 год на сумму 43793,0 тыс.тенге и НДС из зачета на сумму 5 971,8 тыс.тенге, в 2018 году на сумму 119 636,0 тыс.тенге, НДС из зачета на сумму 16 314,0 тыс.тенге, в 2019 году на сумму 50 719,8 тыс.тенге, так как данные ЭСФ в соответствующих налоговых периодах не отражены в журналах, полученных счетов-фактур, в связи с выпиской ЭСФ в следующем налоговом периоде в соответствии с пунктом 7 статьи 263 Налогового кодекса и статьи 413Налогового кодекса от 25.12.2017г.. В связи с чем возникло расхождение при сравнении оборотов по приобретению между КПН и НДС на указанные суммы.

Кроме того, по обжалуемому акту проверки не приняты во внимание приобретенные товары (работы, услуги) без НДС, так как не отражены в декларациях по НДС (ф.300.00) за 1-4 кварталы 2017 года, при этом в регистрах бухгалтерского учета отражена сумма 10 626,6 тыс.тенге. В связи с чем на данную сумму возникло расхождение при сравнении оборотов по приобретению между КПН и НДС.

Также, Компанией «A» в строке 100.00.009 III Н «Прочие услуги и работы» ошибочно отражены расходы на сумму 3 715,5 тыс.тенге, которые по обжалуемому акту проверки исключены из вычетов:

— командировочные расходы 1 218,7 тыс.тенге;

— расходы при обмене валют 1 386,4 тыс.тенге;

— штрафы, пени, неустойки 1 110,4 тыс.тенге.

При этом согласно Правил составления налоговой отчетности по КПН (ф.100.00) от 21.06.2016 года №324 вышеуказанные расходы должны отражаться в строке 100.00.020 (указывается сумма прочих расходов, относимая на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом, в том числе:

компенсации при служебных командировках, относимые на вычеты в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса;

выплаченные сомнительные обязательства, относимые на вычеты в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса;

расходы недропользователя, относимые на вычеты в соответствии со статьями 107, 111, 112 Налогового кодекса;

взносы участников систем гарантирования, относимые на вычеты в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса;

превышение суммы отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы, относимое на вычеты в соответствии со статьей 113 Налогового кодекса;

управленческие и административные расходы нерезидента, указанные в графе 3G (ф.100.03);

расходы, относимые на вычеты в соответствии со статьей 105-1 Налогового кодекса, за исключением подпункта 4) пункта 1 данной статьи;

другие расходы налогоплательщика, подлежащие отнесению на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом и не отраженные по строкам с 100.00.009 по 100.00.019).

В связи с чем, возникло расхождение при сравнении оборотов по приобретению между КПН и НДС на сумму 3 715,5 тыс.тенге.

Также, по обжалуемому акту проверки исключена из расходов сумма 326,7 тыс.тенге (641,9-315,2) по которым первичные бухгалтерские документы отсутствуют, в Декларации по КПН за 2016 год строка 100.00.009 IX «Стоимость работ и услуг, себестоимость запасов, признанные расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды».

В рассматриваемом случае, в декларации по КПН (ф.100.00) за 2017 год отнесены на вычеты расходы по строке 100.00.009 V «Стоимость работ и услуг, себестоимость запасов, признанные расходами будущих периодов предыдущих налоговых периодов и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде» на сумму 641,9 тыс.тенге. При этом согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2017 год по счету №1720 «Расходы будущих периодов» составляет 315,2 тыс.тенге (113,1+202,1). В связи с чем возникло расхождение при сравнении оборотов по приобретению между КПН и НДС на сумму 326,7 тыс.тенге.

Кроме того, Компанией «A» в нарушение пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса завышены расходы по реализованным товарам (работам, услугам), на сумму 87,5 тыс.тенге (62,2+25,4), в том числе, в декларации по КПН (ф.100.00) в строке 100.00.009 III B «Финансовые услуги» Компания «A» дважды отнесло на расходы финансовые услуги за 2017 год на сумму 62,2 тыс.тенге, за 2018 год на сумму 17 798,5 тыс.тенге и на сумму 25,4 тыс.тенге отсутствуют первичные учетные документы подтверждающие расходы.

Также в обжалуемом акте проверки не приняты приобретенные товары (работы, услуги) без НДС, так как не отражены в Декларациях по НДС (ф.300.00) за 1-4 кварталы 2018 года, при этом в регистрах бухгалтерского учета отражена сумма 21 581,3 тыс.тенге.

По обжалуемому акту проверки исключены расходы по приобретенным товаром (работам, услугам) 118 199,9 тыс.тенге.

Компанией «A» представлено пояснение, согласно которого главный бухгалтер признает, что при составлении декларации по КПН (ф.100.00.) допущена ошибка по строке «Приобретено товаров (работ, услуг)» за 2017 год на сумму 87,5 тыс.тенге, за 2018 год на сумму 3 127,7 тыс.тенге в этой связи на данные суммы расходы не подтверждены.

При этом согласно данных первичной бухгалтерской документации, а также налоговых регистров, анализов счетов 1310 «Сырье и материалы» и 1330 «Товары» составляет 3 291 324,2 тыс.тенге, при этом в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2018 год ТМЗ составила 3 294 451,9 тыс.тенге, расхождение 3 127,7 тыс.тенге (3 294 451,9-3 291 324,2).

Также по результатам тематической проверки установлено, что по результатам обжалуемого акта проверки допущена арифметическая ошибка при определении расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2018 год, при этом не учтена строка 100.00.009 V «Стоимость работ и услуг, себестоимость запасов, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде» на сумму 776,9 тыс.тенге.

Кроме того, обжалуемым актом проверки исключены расходы по приобретенным товарам (работам, услугам) на сумму 118 199,9 тыс.тенге.

При этом тематической проверкой установлено, что согласно данным первичной бухгалтерской документации, а также налоговым регистрам, анализов счетов 1310 «Сырье и материалы» и 1330 «Товары» составляет             3 291 324,2 тыс.тенге, при этом в декларации по КПН (ф.100.00) за 2018 год ТМЗ составила 3 294 451,9 тыс.тенге, расхождение 3 127,7 тыс.тенге                    (3 294 451,9-3 291 324,2).

На основании вышеизложенного, обоснованность исключения расходов из вычетов за 2017 год на сумму 64 019,4 тыс.тенге (49 764,8+10 626,6+3 715,5-87,5), за 2018 год на сумму 110 153,2 тыс.тенге (119 962,4-9 809,3), за 2019 год  на сумму 66 005,3 тыс.тенге (81200,3-15195,0) по обжалуемому акту проверки и НДС из зачета за 2018 год на сумму 9 076,6 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 3 051,6 тыс.тенге не подтверждена.

При этом подтверждена обоснованность исключения расходов из вычетов за 2017 год на сумму 414,3 тыс.тенге (326,7+87,5), за 2018 год на сумму 9 809,3 тыс.тенге (3 127,7+4 919,0+62,4+2 372,2-672,0), за 2019 год на сумму 15 195,0 тыс.тенге (347,8+0,8+12614,4+2232,1) и НДС из зачета на сумму 69,2 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 54,8 тыс.тенге.

С учетом вышеизложенного, исключение из вычетов расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2017 год на сумму 64 019,4 тыс.тенге.тенге, за 2018 год на сумму 110 153,2 тыс.тенге.тенге, за 2019 год на сумму 66 005,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 2018 год на сумму 9 076,6 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 3 051,6 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки признано необоснованным.

4. Относительно уменьшения расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за счет изменения остатка ТМЗ на конец 2017 года.

Из жалобы Компании «A» следует, что сумма остатков ТМЗ на конец 2017 года не приведена в соответствие (не уменьшена на сумму 14 933,8 тыс.тенге) с данными бухгалтерского учета, в связи с чем, сумма остатков ТМЗ на конец 2017 года (1 231 878,4 тыс.тенге) не соответствует сумме остатков ТМЗ на начало 2018 года (1 216 944,6 тыс.тенге) по данным налоговой проверки.

По мнению Компании «A», обжалуемым актом проверки стоимость остатков ТМЗ не приведена в соответствие с данными бухгалтерского учета и соответственно, при исчислении КПН за 2017 год по данным налоговой проверки занижены расходы по реализованным товарам (работам, услугам) на 14 933,8 тыс.тенге.

Согласно обжалуемого  акта налоговой проверки остаток ТМЗ на конец 2017 года в сумме 1 231 878,4 тыс.тенге, при этом остаток ТМЗ на начало 2018 года указан в сумме 1 216 944,6 тыс.тенге, расхождение на сумму 14 933,8 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушениеПравил составления Декларации по КПН (ф.100.00), при этом остаток ТМЗ на начало 2018 года указан в сумме 1 216 944,6 тыс.тенге, расхождение на сумму 14 933,8 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна из-за того, что сумма остатков ТМЗ на конец 2017 года не приведена в соответствие (не уменьшена на сумму 14 933,8 тыс.тенге) с данными бухгалтерского учета, в связи с чем, сумма остатков ТМЗ на конец 2017 года (1 231 878,4 тыс.тенге) не соответствует сумме остатков ТМЗ на начало 2018 года (1 216 944,6 тыс.тенге) по данным налоговой проверки.

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса налоговый учет-процесс ведения налогоплательщиком учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно Правилам составления Декларации по КПН (ф.100.00) в строке 100.00.019 I «Запасы на начало налогового периода всего» заполняется балансовая стоимость запасов на начало налогового периода, определенному по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода.
     В строке 100.00.019 II «Запасы на конец налогового периода всего» заполняется балансовая стоимость запасов на конец налогового периода, определенному по бухгалтерского балансу на конец налогового периода.

Компанией «A» в декларации по КПН (ф.100.00) за 2017 год отражены «остатки ТМЗ на конец налогового периода» в сумме 1 231 878,4 тыс.тенге, тогда как согласно данным бухгалтерского учета по оборотно-сальдовой ведомости за 2017 год «Остатки ТМЗ на конец налогового периода» раздел 1300 «Запасы» отражены в сумме 1 216 944,6 тыс.тенге  (10 165,5+1 206 779,2) тенге, в том числе: по счету 1310 «Сырье и материалы» 10 165,5 тыс.тенге; по счету 1330 «Товары» 1 206 779,2 тыс.тенге.

Расхождение между данными бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости) и Декларации по КПН за 2017 год по остаткам ТМЗ на конец налогового периода 2017 года составило сумму 14 933,8 тыс.тенге.

Согласно данным декларации по КПН (100.00.) за 2017 год сальдо на начало 2017 года составила 981 340,5 тыс.тенге, сальдо на конец 2017 года составило на 1 231 878,4 тыс.тенге, приобретено ТМЗ в 2017 году на сумму       2 939 341,7 тыс.тенге, сумма расходов по реализованным товарам составила     2 688 803,9 тыс.тенге (981340,5-1231878,4+2939341,7).

При этом согласно данным бухгалтерского учета сальдо на начало 2017 года составила 981 340,5 тыс.тенге, сальдо на конец 2017 года составила на 1 216 944,6 тыс.тенге, приобретено ТМЗ в 2017 году на сумму 2 939 341,7 тыс.тенге, сумма расходов по реализованным товарам (без работ, услуг) составила на 2 703 737,7 тыс.тенге (981340,5-1216944,6+293934,7).

Таким образом, расхождение между данными бухгалтерского учета и Декларации по КПН (ф.100.00) по расходам по реализованным товарам (без работ, услуг) составила сумму 14 933,8 тыс.тенге (2 703 737,7- 2 688 803,9), что на данную сумму повлекло увеличение расходов.  В результате,

— остаток ТМЗ на начало 2018 года составляет 1 216 944,6 тыс.тенге, остаток на конец 2018 года составляет сумму 1 578 008,9 тыс.тенге;

— остаток ТМЗ на начало 2019 года составляет 1 578 008,9 тыс.тенге, остаток на конец 2019 года составляет 1 656 907,8 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки строка 100.00.019 II «Запасы на конец налогового периода всего» балансовая стоимость запасов на конец 2017 года приведена в соответствие с данными бухгалтерского учета, соответственно, занижение расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2017 год на сумму 14 933,8 тыс.тенге признано необоснованным.

5. Относительно уменьшения вычетов по фиксированным активам.

Компания «A» считает, что при составлении декларации по КПН за 2018 год сумма амортизационных отчислений по фиксированным активам корректно перенесена в основную декларацию, в связи с чем, не подлежат уменьшению вычеты по фиксированным активам на 62,4 тыс.тенге.

Согласно акта налоговой проверки в нарушение Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (форма 100.00) уменьшены вычеты по фиксированным активам на сумму 62,4 тыс.тенге, в связи с некорректным переносом вычетов по амортизационным отчислениям с приложения 100.02 в основную декларацию».

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение нарушение Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (форма 100.00) уменьшены вычеты по фиксированным активам на сумму 62,4 тыс.тенге, в связи с некорректным переносом вычетов по амортизационным отчислениям с приложения 100.02 в основную декларацию».

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна из-за того, что при составлении декларации по КПН за 2018 год сумма амортизационных отчислений по фиксированным активам корректно перенесена в основную декларацию, в связи с чем, не подлежат уменьшению вычеты по фиксированным активам на 62,4 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует, что по обжалуемому акту проверки в результате арифметической ошибки исключены расходы из вычетов по фиксированным активам 62,4 тыс.тенге. Согласно письменного пояснения главного бухгалтера Компании «A» признает допущенную арифметическую ошибку по строке «Вычеты по фиксированным активам» на сумму 62,4 тыс.тенге.

Таким образом, поскольку Компания «A» признает допущение арифметической ошибки, соответственно, уменьшение вычетов по фиксированным активам на сумму 62,4 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки признано обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки части начисления КПН в сумме 51 918,2 тыс.тенге и НДС в сумме 12 128,2 тыс.тенге, в остальной части оставить без изменения.

Автор: Madina Kuatbekova