Контрагента признали лжепредприятием: что делать?

Как известно предпринимательская деятельность всегда сопряжена с рисками. Одним из таких рисков является признание контрагента лжепредприятием, что может повлечь негативные последствия как для организации, так и для должностных лиц.

Напомним, что за совершение операций с партнёрами, позднее признанными лжепредприятиями, производится доначисление налогов и штрафов. При этом, доначисляемые суммы могут поставить предприятие на грань банкротства.

Основание для признания лжепредприятием

Установление признаков лжепредпринимательства входит в исключительную компетенцию суда, так как:

  • В соответствии со статьей 215 Уголовного Кодекса РК лжепредпринимательство является составом уголовного наказуемого преступления.
  • Статья 75 Конституции РК предусматривает, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Таким образом, полномочий у сотрудников органов государственных доходов, признавать юридические лица и их руководителей участниками лжепредпринимательства не предусмотрено. Такое право предоставлено исключительно судам.

Поэтому, если проверяющий сотрудник ДГД вышел за рамки своих полномочий при проверке первичных документов бухгалтерского учета, и выставил предпринимателю налоговое предписание, основанное на выводах, сделанных на основе процессуальных документов по незавершенному уголовному расследованию, то оно является незаконным. Более того:

  • В подпункте 9) статьи 20 Налогового Кодекса РК установлено, что налоговый орган проводить зачет и (или) возврат излишне уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей и пеней в бюджет, превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возврат штрафа в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом только в пределах своей компетенции.
  • В подпункте 2) статья 115 Налогового кодекса РК предусматривается, что не подлежат вычету расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, произведенные с даты начала преступной деятельности, установленной судом, за исключением расходов по сделкам с налогоплательщиками, не указанными в приговоре или постановлении суда, либо признанным судом действительными в гражданско-правовом порядке.

Указанные нормы дают право утверждать, о том, что возложение обязанности на налогоплательщика, без соответствующего судебного акта, к оплате дополнительных отчислений в разрез действующему законодательству является незаконным. В случае вынесения подобного решения выходом из сложившейся ситуации будет обжалование действий государственных органов в судебном порядке.

Основание для обжалования действий государственных органов в судебном порядке

Согласно пп.3, п.1 ст.293 ГПК РК, к решениям, действиям (бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащим судебному оспариванию, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность. В рассматриваемом случае доначисления КПН и НДС, будет является обязанностью налогоплательщика выполнить оплату налогов.

Источником материалов является [url]http://dogovor24.kz[/url]

Автор: Станислав Измайлов