Классификация товара — газохол Е-5

1. Таможенные споры

2. Юридическое лицо

3. Классификация товаров

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «T» на  уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товара — «Газохол Е-5», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 630 931,4 тыс. тенге.

Компания «Т» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «Т» сообщает, что декларации на товары (далее – ДТ) за проверяемый период были зарегистрированы и выпущены в «зеленом коридоре» ИС «АСТАНА-1», в отношении которых в соответствии со статьей 451, 452 Кодекса и приказом МФ РК от 01.02.2018г. №100 не предусмотрено проведение таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.

Таможенный орган как при назначении таможенного досмотра, так и при проведении таможенной проверки обоснованием назначения таможенного контроля указывает статьи 416-418 Кодекса и письма вышестоящего таможенного органа, что не предусмотрено ни статьей 310 Таможенного кодекса ЕАЭС, ни статьей 393 Таможенного кодекса РК.

При этом системой управления рисками ИС «АСТАНА-1» таможенный контроль не назначался и уведомление о его назначении Компании «Т» не предоставлялось, в связи с чем, статьи 416-418 Кодекса не могут служить основанием для назначения таможенного контроля.

По факту назначения таможенным органом таможенной проверки Компанией «Т» подано заявление в прокуратуру, которое рассмотрев его, вынесла представление об устранении.

В частности, в предписании о назначении таможенной проверки указана статья 418 Кодекса и письмо вышестоящего таможенного органа от 14.08.2019г., в котором указывается о недостоверном декларировании товара – «Газохол Е-5″ (Биобензин Би-95) на основании письма Таможенной службы Республики Таджикистан и предварительных решений о классификации товара от 04.03.2019г. и 11.04.2019г.

В акте таможенной проверки таможенный орган указывает на неверную классификацию товара на основании предварительных решений о классификации товара, Решения ЕЭК от 16.04.2019г., заключения таможенных экспертов от 21.05.2019г. и писем Министерства энергетики Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, вышестоящего таможенного органа и Комитета финансового мониторинга МФ РК.

Компания «Т» считает, что указанные основания являются несостоятельными по следующим основаниям.

При декларировании товара в товарной позиции 3811 ТН ВЭД Компания «Т» руководствовалось разъяснениями вышестоящего таможенного органа, которые согласно статье 21 Таможенного кодекса ЕАЭС являются обязательными при классификации товаров.

Согласно пояснению к товарной позиции 3811 ТН ВЭД «Газохол» – это топливо на основе спирта, относящиеся к другим жидкостям, используемым в тех же целях, что и нефтепродукты. В соответствии с пояснением к товарной позиции 2710 ТН ВЭД в данную позицию не включаются некоторые продукты товарной позиции 3824, такие как жидкость, для запуска бензиновых двигателей, состоящая из диэтилового эфира, 70 % масс или более нефтепродуктов, а также других компонентов, при этом основным компонентом является диэтиловый эфир.

Исходя из Технического регламента Таможенного союза 013/2011 «О требованиях к автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» в топливах товарной позиции 2710 ТН ВЭД допустимая объемная концентрация этанола составляет не более 5%. Таким образом, «Газохол» не может быть отнесен к товарной позиции 2710 ТН ВЭД, так как по содержанию объемной концентрации этанола противоречит вышеуказанному регламенту.

Вместе с тем как указывалось ранее, Компанией «Т» декларирование товара осуществлялось в период с августа 2018 года по май 2019 года, в связи с чем, на них не распространяется действие Решения ЕЭК от 16.04.2019г. №65.

Основанием для изменения кода товара послужило заключение таможенных экспертов от 21.05.2019г., назначенное по ранее проведенной таможенной проверке от 10.06.2019г., которое не может служить основанием для изменения кода партии товара «Газохол Е-5», задекларированного по другим декларациям и в другой период времени.

Кроме того, заключения таможенных экспертов от 21.05.2019г. и от 10.07.2019г. распространяются на образцы проб товара – «Газохол Е-5» (Биобензин Би-95), заявленные в ДТ от 17.04.2019г., соответственно данные заключения не могут распространяться на другие партии товаров, заявленные в других ДТ.

Компания «Т» поясняет, что причиной предоставления МСХ РК позиции, изложенной в письме от 26.07.2019г., в котором говорится, что «Газохол» не является биотопливом послужил человеческий фактор и подготовлен исполнителем не компетентным в данном вопросе.

При этом согласно перечню выпускаемых видов биотоплива и паспорта производства Компании «Т» товар – «Газохол Е-5» (Биобензин Би-95) является биотопливом. Перечень и паспорт утверждены МСХ РК.

В связи с чем, ответ МСХ РК является неправомерным.

Касательно письма МЭ РК от 29.08.2019г., в котором указано, что в период 2018-2019гг. отечественными НПЗ товар – «Газохол» не производился, Компания «Т» отмечает, что уполномоченным органом в области производства биотоплива является МСХ РК, а МЭ РК является уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов.

Соответственно ответ МЭ РК не может служить основанием изменения кода товара – «Газохол Е-5» (Биобензин Би-95).

При этом Компания «Т» сообщает, что в электронной базе таможенного органа имеются электронные счета-фактуры, подтверждающие факт приобретения Компанией «Т» компонентов товара – «Газохол Е-5» (Биобензин Би-95) и электронные накладные, подтверждающие факт доставки компонентов в адрес Компании «Т».

Отображаемая в документах пропорция приобретенных компонентов, доказывает соответствие качества произведенного товара, заявленному в ДТ, требованиям ГОСТ СТ РК 1908, Технического регламента РК «О безопасности биоэтанола».

На основании изложенного, Компания «Т» просит отменить уведомление о результатах проверки от 18.09.2020г.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 40 Кодекса под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ) и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска.

В рассматриваемом случае, Компанией «Т» в рамках контракта от 01.02.2018г. и приложения к данному контракту от 20.03.2019г., заключенных с компанией «I» (Таджикистан), осуществлен вывоз в Республику Таджикистан товара – «Газохол Е-5».

Декларирование товара в рамках таможенной процедуры «экспорт» произведено по 17 ДТ, оформленных в период с 07.08.2018г. по 17.05.2019г.

В дальнейшем после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка на предмет правильности заявления Компанией «Т» кода ТН ВЭД по экспортированному товару — «Газохол Е-5».

Основанием для назначения и проведения таможенной проверки послужили факты и обстоятельства, выявленные по результатам предыдущей таможенной проверки от 10.06.2019г.

Так, ранее в соответствии со статьей 417 Кодекса таможенным органом в отношении ВТД от 17.04.2019г., оформленной таможенным органом, была назначена и проведена таможенная проверка по вопросу классификации товара – «Газохола Е-5», экспортированного также по контракту от 01.02.2018г.

В ходе предыдущей таможенной проверки установлено, что задекларированный Компанией «Т» товар — «Газохол Е-5» фактически является нефтепродуктом, что подтверждается заключением Центральной таможенной лаборатории (далее – ЦТЛ) от 21.05.2019г.

На основании данного заключения ЦТЛ таможенным органом вынесено решение о классификации товара от 30.05.2019г., составлен акт таможенной проверки и выставлено уведомление об устранении нарушений от 10.06.2019г.

На основании заявления Компании «Т» от 27.05.2019г. проведена повторная таможенная экспертиза и согласно ее заключению от 10.07.2019г. предоставленный на экспертизу образец товара по процентному содержанию этанола 4,8% не соответствует характеристикам «Газохол». Образец соответствует термину «Легкие дистилляты и продукты», который означает нефтепродукты, 90 об.% или более которых (включая потери) перегоняются до температуры 2100С, указанным в примечании к субпозициям 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе проведения последующей таможенной проверки таможенным выставлено Компании «Т» требование по предоставлению документов и (или) сведений от 08.10.2019г.

Компания «Т» письмом от 09.10.2019г. просило предоставить отсрочку по исполнению требования сроком на 60 дней. По истечении срока исполнения требования с учетом отсрочки документы и сведения Компанией «Т» не были представлены. В связи с чем, Компания «Т» привлечена к административной ответственности, в соответствии со статьей 558 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» вынесено предупреждение (извещение от 10.09.2020г.).

Компания «Т» 13.12.2019г. обратилась с исковым заявлением в Специализированный межрайонный экономический суд (далее — СМЭС) о признании незаконным назначения проверки и отмене Предписания.

Решением СМЭС от 26.05.2020г. в удовлетворении исковых требований Компании «Т» отказано.

Постановлением Судебной коллегией по гражданским делам от 20.08.2020г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, проверка возобновлена.

При классификации товаров таможенные органы, декларанты или иные лица используют:

1) Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

2) примечания к разделам, группам, позициям.

В целях единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенные органы, декларанты или иные лица могут использовать:

1) пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

2) компендиум классификационных мнений Комитета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации;

3) электронную базу предварительных решений о классификации товаров уполномоченного органа;

4) разъяснения о классификации отдельных видов товаров Комиссии и уполномоченного органа.

Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция 2710 включает в себя «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты».

Товары товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС являются нефтяными продуктами, используемыми для химических превращений, специфических процессов переработки, для сжигания в качестве топлива.

При этом согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция 3811 включает в себя «Антидетонаторы, антиоксиданты, ингибиторы смолообразования, загустители, антикоррозионные вещества и присадки готовые прочие к нефтепродуктам (включая бензин) или другим жидкостям, используемым в тех же целях, что и нефтепродукты».

Товары товарной позиции 3811 ТН ВЭД ЕАЭС являются товарами в виде присадок к нефтепродуктам или другим жидкостям, используемым для придания этим продуктам желаемых свойств: их усиления или для устранения или уменьшения нежелательных свойств, то есть данные товары либо улучшают/усиляют, свойства нефтяных продуктов или других жидкостей, либо устраняют/уменьшают такие свойства.

В соответствии с подпунктом (а) пункта Б пояснений к товарной позиции 3811 ТН ВЭД ЕАЭС «Газохол» — является топливом на основе спирта.

При этом согласно пункту 2.3 национального стандарта СТ РК ГОСТ Р 52808-2010 определен перечень биологических видов моторного топлива, в том числе «бензанол и газохол» (подпункт 2.3.1).

Примечанием 1к подпункту 2.3.1 определено, что «бензолами» называют смеси, в которых объемная доля этанола составляет от 5% до 10%. 

Согласно примечания 2 к подпункту 2.3.1 термин — «газохол» широко распространен в США и определяется как смесь разных марок топлив с концентрацией этанола от 5,59% до 10%, обозначаемая буквой Е и числом, обозначающим содержание спирта в процентах.

В соответствии с пунктом 2.3.2 данного стандарта дано определение «Биоэтанол: этанол, изготавливаемый из биомассы и (или) биологически разлагаемых компонентов отходов  и используемый в качестве биотоплива».

При этом согласно ранее вынесенных заключений ЦТЛ от 21.05.2019г. и от 10.07.2019г. процентное содержание этанола (биоэтанола) в образце товара составило менее 5% и тем самым не соответствует характеристикам «Газохол».

Следует отметить, что экспортированный Компанией «Т» в адрес компании «I» (Таджикистан) товар — «Газохол Е-5» по 17 ДТ аналогичен тому, по которому ранее в рамках предыдущей таможенной проверки назначена таможенная экспертиза и вынесено классификационное решение с изменением кода ТН ВЭД. Также следует учесть, что объем экспортированного товара — «Газохол Е-5» по 17 ДТ и товар — «Газохол Е-5», указанный в акте предыдущей таможенной проверки от 10.06.2019г., поставлялся по одному и тому же контракту от 01.02.2018г. как «Газохол Е-5».

В соответствии с Решением ЕЭК от 16.04.2019г. №65 газохол, применяемый в качестве моторного топлива в поршневых двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием, являющийся смесью бензина нефтяногопроисхождения (90-95%), биоэтанола или метанола (5-10%) с добавлением ингибиторов коррозии,  антиокислителей и антидетонационных присадок, улучшающих свойства конечного продукта, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 классифицируются в товарной позиции 2710 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Согласно письму Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 21.12.2020г. по данным Информационно-аналитической системы «Талдау» Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (www.taldau.stat.gov.kz) информация об объемах производства биотоплива за период 2018-2019гг. не отражена.

Из сведений, представленных начальником станции 21.02.2020г., следует, что вагоны-цистерны, направляемые Компанией «Т» в Таджикистан, наполнялись по пути следования на ветках других казахстанских компаний, то есть налив газохола не производился на промплощадке, арендуемой Компанией «Т» в соответствии с адресной карточкой.

Данные факты свидетельствуют о том, что «Газохол» не производился и соответственно не экспортировался.

Кроме того необходимо отметить, что Компания «Т» обратилась в судебные органы с исковым заявлением о признании незаконными действий по задержанию товара и осуществлению таможенной проверки, действий по осуществлению таможенной экспертизы, уведомления об устранении нарушений от 10.06.2019г. и акта предыдущей таможенной проверки, решения о классификации товара.

Решением СМЭС от 16.09.2019г. иск удовлетворен.

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам от 04.12.2019г. решение СМЭС об удовлетворении исковых требований Компании «Т» о признании незаконными действий таможенного органа отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

При этом суд второй инстанции, изменяя решение СМЭС и отказывая в удовлетворении требований истца, указал на правомерность действий таможенного органа и доказанность перевозки Компанией «Т» товара, не соответствующим характеристике «Газохол».

Впоследствии постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 24.06.2021г. решение СМЭС от 16.09.2019г. и постановление судебной коллегии по гражданским делам от 04.12.2019г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам в ином составе.

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам от 08.09.2021г. в удовлетворении искового заявления Компании «Т» о признании незаконными действий таможенного органа отказано.

Кроме того, в мотивировочной части данного постановления указано, что представленный Компанией «Т» протокол испытаний от 26.04.2019г., проведенный частной компанией, не может быть принят во внимание, поскольку Компания «Т» является потребителем его продукции, в связи, с чем объективность протокола испытаний вызывает сомнения.

Учитывая вышеизложенное, начисления вывозной таможенной пошлины и пени по результатам таможенной проверки в связи с неверной классификацией кода товара – «Газохол Е-5» являются правомерными.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по классификации ввезенного товара признаны правомерными.

Автор: Madina Kuatbekova