МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДОХОДАМ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
30 апреля 2021 года город Нур- Султан
Казахстан сократил разрыв в таможенной статистике с Китайской Народной Республикой
Он рассказал Комитету госдоходов, какие меры принимаются для сокращения разрыва в таможенной статистике между Казахстаном и Китаем и насколько этот разрыв сократился в результате этих мер.
Проблема расхождений в статистике внешней торговли Казахстана и его торговых партнеров является одним из вопросов, обсуждаемых в таможенной сфере.
По данным ООН, подобные расхождения в «зеркальной статистике» существуют практически во всех странах.
Это часто принимают за нарушение закона, например, расхождения в основном связаны с методологическими особенностями формирования таможенной статистики, которые являются общими для всех стран:
— импорт рассчитывается по стране происхождения ( стране происхождения ) и стране назначения ( стране потребления) ;
— различия в сроках поставки (для импортных товаров — по типу цены CIF, для экспортируемых — по типу цены FOB) и классификации товаров (один и тот же товар может быть классифицирован по разным кодам в одних и тех же странах) ;
— различные таможенные процедуры (временный вывоз, временный ввоз и т. д.) , особенности оценки товаров и т. д.
Учитывая объективные различия в их формировании, всегда есть расхождение в «зеркальной статистике».
По результатам совместных ежегодных сравнений с Китаем в случае несоответствий между Казахстаном и Китаем были выявлены дополнительные причины несоответствий :
— Часть транзита китайских товаров через Республику Казахстан указывается в статистике Китайской Народной Республики как экспорт в Республику Казахстан на основании первого пересечения границы, что подтверждается китайскими экспертами (50%) ;
— Товары, проданные через МЦПС «Хоргос», отражаются в статистике Китая как экспорт в Казахстан, например, в Казахстане такие товары оформляются в упрощенном порядке без декларирования (доля заказа 50%).
По мнению экспертов, как неверное декларирование, так и снижение таможенной стоимости казахстанских импортеров определенным образом сказываются на уровне расхождений.
Для устранения этих рисков принимаются систематические и точечные меры.
1. Внедрена система управления рисками, которая автоматически назначает полные электронные формы таможенного декларирования и контроля. Чем выше уровень честности налогоплательщика , тем меньше на него давления . По результатам осмотра машина улучшится сама.
В 2020 г. выявлено 53,5 тыс. Нарушений (в 2019 г. — 57,1 тыс.) , В результате чего 25 млрд руб. были собраны тенге .
Также сокращен срок получения разрешительной документации в электронном виде с 30 до 5 дней .
2. В прошлом году Казахстан впервые среди всех стран начал обмен информацией по экспортным декларациям на товары с Китаем в режиме онлайн. Главное таможенное управление Китайской Народной Республики работает над улучшением качества информации (предварительной информации), получаемой из экспортных деклараций, полученных в режиме онлайн . В настоящее время установлены каналы связи, уровень выявленных данных составляет 25% .
3. В целях предотвращения коррупционных рисков и обеспечения прозрачности и единообразия ведется работа по централизации таможенного контроля. В марте 2019 года был создан Ситуационный центр Комитета государственных доходов для контроля и мониторинга пунктов пропуска через границу . В течение дня анализируется около 1000 рентгеновских снимков центральных транспортных средств .
В сентябре 2020 года запущен пилотный проект «Центр электронного декларирования» , который будет контролировать таможенную стоимость и классификацию товаров. С момента запуска пилота в 2020 году 2,7 млрд грн. Пересчет таможенных пошлин и платежей на сумму тенге .
4 . Завершена подготовка к реконструкции и модернизации 9 пунктов пропуска. Планируется увеличить пропускную способность пунктов пропуска до 8 раз (с 720 до 5400 грузовиков в сутки ).
Также ведется работа по внедрению навигационных пломб для международных перевозок в рамках ЕАЭС , что упростит таможенное оформление для бизнеса и обеспечит сохранность товаров, находящихся под таможенным контролем .
В то же время ужесточение администрирования китайских товаров приведет к притоку товаров, импортируемых в самые слабые соседние страны, и возможности снижения таможенной стоимости.
Например, в Кыргызстане свежие груши оцениваются по цене 0,65 доллара США / кг, в Казахстане — 1,04 доллара США / кг, в Кыргызстане грецкие орехи в скорлупе оцениваются по цене 0,52 доллара США / кг, а в Казахстане — 1 доллар США. 31 $ / кг.
В целях предотвращения «потока» китайских товаров в Кыргызскую Республику усилен контроль за перемещением товаров через казахстанско-кыргызскую границу за счет изменения профиля рисков, использования навигационных пломб, усиления тематических налоговых проверок.
Например, в 2020 году, более чем 2000 транспортных средств были проверены, 95% нарушений были обнаружены. Фальшивый транзит сократился с 21% в 2019 году до 13% в 2020 году, ввоз товаров в адрес фейковых получателей сократился в 9 раз (с 2,6 тысячи в 2019 году до 295 в 2020 году) .
С началом этого года 308 высокотемпературных риской транспортных средств были проверены, незадекларированные товары были выявлены в 275 случаях (89%) , доля контрафакта транзита была снижена до 2% (141 фактов) , импорт товаров по адресу контрафакта количество получателей сократилось в 14 раз (21 факт) .
«В целом в результате принятых мер разрыв в таможенной статистике с Китаем сократился с 60% в 2017 году (7 миллиардов долларов) до 48% в 2019 году (6 миллиардов долларов) . В 2020 году он составит 45% (5,3 миллиарда долларов) . Планируется дальнейшее сокращение разрыва », — сказали в Госдоходе.