Вы создали новый стартап или произведение, а пиратская компания просто скопировала его и зарабатывает на этом. Как результат, компания терпит космические убытки. Как защитить и отстоять интеллектуальную собственность – разбираемся вместе с юристом.
Особенности работы с нематериальными активами
На страже интеллектуальной собственности стоят авторские права, патенты и коммерческая тайна. Последний инструмент используют в отношении конфиденциальных данных, которые предприятие посчитало нужным засекретить. Другие способы подходят для той информации, что в скором времени будет разглашена.
Патент можно оформить на активы следующего формата:
- инновационная модель;
- научное, литературное, музыкальное произведение;
- объект искусства;
- радио- или телесообщение в эфире;
- ноу-хау;
- фирменное название;
- товарный знак;
- изобретение;
- промышленный шаблон;
- достижение в селекции.
Каждый отдельный случай имеет свои нюансы. Чтобы оформить все корректно на законодательном уровне, прибегают к юридическим услугам.
Определенные сложности состоят в том, чтобы дать денежную оценку интеллектуальной собственности. Для сторонних лиц символика бренда не будет стоить ничего, но для собственников компании цена колоссальная. В случае кражи логотипа предприятие фактически лишается фундамента.
Закон – на стороне собственника
В Российской Федерации защита интеллектуальной собственности регламентируется на законодательном уровне. При подозрении о краже необходимо предоставить в правоохранительные органы заявление, к которому следует приложить хотя бы три доказательства, свидетельствующие о том, что:
- вашей разработкой незаконно воспользовались;
- вы не давали разрешения;
- это принесло вам убытки.
Главная задача – предотвратить дальнейшее нелегальное использование объекта интеллектуальной собственности и получить компенсацию за причиненный ущерб.
Профилактика пиратства
У компании должен быть план по организации вопроса управления интеллектуальной собственностью. Когда ваши сотрудники понимают, что конкретные объекты несут большую ценность и их необходимо охранять, при достаточной мотивации они будут это делать. Стоит встречаться хотя бы раз в квартал с руководителями и менеджерами отделов для обсуждения данного вопроса.
Предпринимателю важно знать, где именно находится интеллектуальная собственность компании. А она может быть не только на диске в сейфе, но и:
- в памяти копировальных устройств: принтеров, сканеров, факсимильном оборудовании;
- в облачных хранилищах и файлообменниках, которыми управляют сотрудники компании или третьи лица;
- на личных устройствах персонала. Кто-то может отправить ценный файл на домашний e-mail просто потому, что так удобнее работать;
- в сторонних системах при совместном использовании с бизнес-партнерами, поставщиками, клиентами.
Подумайте над тем, чтобы установить системы мониторинга, – тогда вы будете знать, что и куда отправляется с рабочих IP. Еще вариант – обучение работе с VPN. Чтобы не допустить утечки информации в сторонних системах, проследите, чтобы все договоры о защите ваших объектов интеллектуальной собственности были корректно прописаны и неукоснительно соблюдались.
Расставляем приоритеты
Специалисты рекомендуют разрабатывать карты активов компании, где все объекты расставлены в порядке приоритетности. Важно проанализировать все возможные риски, затраты, выгоды и определить, что именно может быть скопировано конкурентами и принести наибольший ущерб.
Карта активов поможет понять, какие меры по защите для вашей компании наиболее целесообразны. Возможно, пришла пора зарегистрировать товарный знак или установить серьезные системы информационной безопасности.
Источник: gratanet.com