Как сообщают средства массовой информации, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев 2 сентября текущего года выступил на открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва.

Как сообщают средства массовой информации, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев 2 сентября текущего года выступил на открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва.


В своём выступлении он отметил, что новая сессия Парламента начинается в условиях реализации  Стратегии «Казахстан – 2050», основной целью которой является  обеспечить вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

Президент РК обратил внимание на то, что в настоящее время глобальная ситуация такова, что нам придется не один год работать в сложных условиях. Мировая экономика мало предсказуема. В ней возможны крутые виражи и неоднозначные тенденции. Мы видим, как ещё вчера перспективные и динамичные страны, в один момент впали в полосу внутренних раздоров и конфликтов.

Сложные социальные проблемы обострились во многих странах. Рост безработицы, снижение доходов населения, диспропорции и контрасты социального развития  – всё это реальность многих стран мира.

Ситуация в Казахстане в этом плане выгодно отличается от того, что происходит в большинстве из них. По итогам первого полугодия рост ВВП Казахстана составил более 5 процентов. Показатель ВВП на душу населения превысил 12 тысяч долларов. Совокупные международные резервы Казахстана, включая валютные активы Национального фонда, насчитывают порядка 90 миллиардов долларов.

Принимаются меры, в том числе законодательного характера, по расширению возможностей для инвестирования в казахстанскую экономику. Мы уверенно продолжаем инновационную индустриализацию, осуществляем переход к кластерному развитию нашей экономики.

Одним из положительных моментов законотворческой деятельности Президент отметил тот, что принят и реализуется Закон «О государственных услугах». Это улучшает бизнес-среду, повышает доверие граждан государству. Вместе с тем, Правительству необходимо продолжить данную работу, прежде всего, в части оказания медицинских, образовательных услуг.

В целом, наш Новый политический курс к середине ХХI века учитывает вызовы развитию нашей страны в глобальном, региональном и внутреннем измерении. Поэтому на основе новой долгосрочной Стратегии Президент в ходе третьей сессии поставил Парламенту важные законотворческие задачи по следующим пяти направлениям.

Первое. Приоритетом процесса законотворчества должно оставаться правовое обеспечение стабильного экономического роста.

Нестабильность цен на экспортную продукцию и сырье – это долговременная тенденция. Уповать только лишь на внешнее кредитование не разумно. Поэтому важно максимально задействовать все внутренние возможности и источники развития. В связи с этим важным является создание такой правовой среды, в которой отечественный бизнес чувствовал бы себя уверенно и эффективно развивался.

Правительству дано поручение разработать проект Предпринимательского кодекса. В нём надо закрепить базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и их взаимодействия с государством. Это должна быть «конституция казахстанского бизнеса».

Другой важный законопроект – «О разрешениях и уведомлениях». В нём должны быть прописаны чёткие гарантии от любых бюрократических посягательств в отношении бизнес-структур.  Правительству поручено внести данный проект в Мажилис до конца текущего года.

Важнейшая и приоритетная задача – принятие изменений в Закон «О недрах и недропользовании». В нём следует кардинально упростить систему предоставления прав на разведку, защититься от практики «непродуктивной» спекуляции месторождениями.

Еще имеются случаи, когда получают права на освоение природных ресурсов, но ничего в них не инвестируют, фактически, выводя их из экономического оборота. Месторождения, в которые не вкладываются средства, необходимо возвращать государству и передавать другим инвесторам.  Так мы сможем привлечь новые инвестиции в геологоразведку.

В частности, надо предусмотреть механизмы по обязательным требованиям к инвесторам в плане содействия диверсификации экономики Казахстана на стадии заключения контрактов или внесения в них изменений.

Также для содействия развитию экономики и привлечению инвестиций своим Президент поручил Правительству до 1 января 2014 года обеспечить разработку законодательной основы деятельности Национального управляющего холдинга «Байтерек».

Второй блок задач связан с принятием новых законодательных норм, стимулирующих инновационный процесс, особенно в приоритетных отраслях. Парламент уже рассматривает законопроект «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» и сопутствующий к нему комплекс правовых норм.

Немаловажным является и повышение энергоэффективности и энергосбережения. Надо повсеместно формировать новую культуру энергосбережения, как в экономике, так и в повседневной жизни.

Реализация Концепции также потребует совершенствования законодательства. Эту работу надо вести оперативно, с тем, чтобы уже в ходе третьей сессии Парламент приступил к рассмотрению законодательных основ для становления и развития «зеленой экономики».

В связи с этим Президент поручил Правительству ускорить внесение на рассмотрение Парламента соответствующих законопроектов.  Это особенно важно в связи с предстоящим проведением в Астане  Международной выставки ЭКСПО-2017, темой которого выбрана «Энергия будущего». В ноябре текущего года Правительством будет внесен законопроект с необходимыми для организации и проведения ЭКСПО-2017 нормами. Его рассмотрение мною будет объявлено срочным. В течение первого квартала 2014 года необходимо принять данный закон.

 В Парламент также должны быть внесены проекты законов, направленные на совершенствование отношений в области  жилищного строительства с долевым участием,  а также по другим аспектам жилищных отношений. В целом по этому направлению работа ведется на должном уровне. Нам необходимо контролировать своевременное освоение средств на местах и обеспечение строительства жилья в намеченных объемах.

Третье. Важно активизировать работу по реформированию системы социального обеспечения граждан, прежде всего, пенсионного.

В частности, необходимо, во-первых, обеспечить субсидирование за счёт бюджетных средств обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми. Во-вторых, ввести 5-процентные обязательные отчисления средств работодателей на пенсионные счета своих работников. В-третьих, предусмотреть поэтапное увеличение ставки обязательных профессиональных взносов еще на 5 процентов. В-четвертых, обеспечить повышение эффективности инвестирования пенсионных активов в наиболее перспективные отрасли страны.

Социальная модернизация требует повышения культуры трудовых отношений. Поэтому более решительно должна идти модернизация казахстанского профсоюзного движения. В ходе работы третьей сессии надо принять новый Закон «О профессиональных союзах», который Правительство должно внести в ближайшее время.

Четвертый ключевой блок законотворческих задач связан с  модернизацией и глубокой реформой правоохранительного законодательства. Парламенту предстоит рассмотреть проекты новых Уголовного, Уголовно – процессуального, Уголовно – исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях. По сути, будет сформирована новая правовая основа правоохранительной и судебной систем Казахстана с использованием мирового опыта.

Правительству и законодателям  важно выстроить общий вектор между тенденциями гуманизации уголовного права и формирования в обществе «нулевой терпимости» к любым правонарушениям. Ни у кого, отметил Президент, не должно быть никаких сомнений в неотвратимости и справедливости наказания за любые преступления и нарушения законов. И в то же время нельзя потворствовать правонарушителям,  поощрять «легкость» отношения граждан к законам.

Принятие новых актов модернизирует систему уголовного судопроизводства. Казахстанское право будет выведено на качественный уровень, позволяющий безукоризненно обеспечивать защиту прав и свобод граждан.

Газета «Казахстанская правда» от 3 сентября 2013 года № 264 (27538) и «Время» от 3 сентября 2013 года № 130 (1680).