ИС «АСТАНА-1» (ASYCUDA) – нововведения в таможенном администрировании

В своей статье, Улан Батенов — Менеджер юридического департамента ТОО «МинТакс», рассмотрел новшества по таможенному администрированию, введенные с 2018 года, а именно практические вопросы в части внедрения автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования АСТАНА-1 (ASYCUDA):

О мир, как дивно круг ты совершаешь –
ломаешь то, а это исправляешь. (Фирдоуси)

Из года в год, мы становимся свидетелями крупных интеграционных процессов, осуществляемых Республикой Казахстан во многих сферах, преследуя национальные интересы.
Однако, следует отметить, что, такие интеграционные процессы, открывая очень хорошие перспективы перед Казахстаном, налагают определенные международные обязательства, с которыми наша республика успешно справляется.

Не обошли эти обязательства и такую сферу, как таможенное администрирование.

С 01 января 2018 года вступил в действие Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – «Кодекс»).

29 декабря 2017 года был издан приказ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан № 597 «О некоторых вопросах ввода в опытную эксплуатацию Интегрированного таможенного компонента Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования (АСТАНА-1) (2-этап)» (далее – «Приказ»).

Целью Приказа является постепенное внедрение Интегрированного таможенного компонента Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования (АСТАНА-1) (далее – «ИС») взамен действующих ТАИС-2 и ЦОУ.

«В чем же выражаются международные обязательства?» — спросите Вы.

Дело в том, что, ИС была разработана на базе платформы таможенного декларирования Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – ASYCUDA.

Проект по разработке ИС осуществляется в соответствии с договором, подписанным в сентябре 2015 года между Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Конференцией ООН по итогам и развитию (ЮНКТАД).

Итак, в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Приказа, территориальным органам, осуществляющим таможенную очистку товаров:

с 00:00 часов 1 января 2018 года декларирование товаров по таможенной процедуре «Экспорт» (ЭК-10, графа 37-«1000») осуществлять в ИС АСТАНА-1, за исключением случаев, когда имеется предшествующая таможенная процедура;
по незавершенным таможенным процедурам в прикладном программном обеспечении второй очереди Таможенной Автоматизированной информационной системы (далее — ППО ТАИС-2), завершить данные процедуры в ППО ТАИС-2;
оформление деклараций на товары при полном таможенном декларировании товаров, ранее задекларированных по временной и периодической декларации в ППО ТАИС-2, осуществить в ППО ТАИС-2;
закрепить ответственных должностных лиц, с выделением рабочих мест для осуществления распечатки выпущенных таможенных деклараций с проставлением отметок о выпуске товаров в течение 30 минут после обращения;
обеспечить круглосуточную работу должностных лиц, ответственных за оперативное реагирование на вопросы, возникающие в рамках эксплуатации, в том числе по оказанию консультативной помощи;
обеспечить присутствие на таможенных постах должностного лица, ответственного за ведение учета лицевых счетов, для оперативной актуализации лицевых счетов в ППО ТАИС-2.
Постепенность внедрения ИС выражается в том, что оно применяется с 01 января 2018 года лишь к таможенной процедуре «Экспорт» (ЭК-10).

Таким образом, все участники внешнеэкономической деятельности (далее – «ВЭД»), поместившие товары под таможенную процедуру Экспорта (ЭК-10) с 01 января 2018 года, так или иначе, столкнулись с работой и новшествами ИС.

Здесь следует отметить, что, порядок заполнения декларации, его регистрация или отказ в регистрации, порядок совершения таможенной очистки товаров в связи с внедрением новой системы не поменялись и регулируются:

Инструкцией о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2014 года № 98;
Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257;
Правилами совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 246 – и знакомы всем участникам ВЭД.
Отдельно следует отметить, что, были приняты и новые нормативные правовые акты, которыми руководствуются участники ВЭД с 2018 года, а именно упомянутый в начале настоящей статьи Кодекс и Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, приостановлением срока выпуска товаров, отказом в выпуске товаров, и аннулированием выпуска товаров, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 года № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров».

Однако, вернемся к теме статьи. Сложности у участников ВЭД вызвали не применение норм новых нормативных актов, не то, что отсутствуют какие-либо законодательно неурегулированные моменты в связи с применением ИС, а технические вопросы, связанные с применением ИС.

Так, Порядком действий должностных лиц органов государственных доходов при совершении таможенной очистки товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (ЭК-10) посредством интегрированного таможенного компонента Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1», являющемся Приложением 1 к Приказу, предусмотрено оформление таможенной декларации в электронном виде (ЭДТ) и оформление таможенной декларации в бумажном виде (ДТ) с загрузкой ДТ в ИС.

И больше всего вопросов возникло в ситуации, когда применялся второй подход.

В практике были такие случаи, когда таможенными органами выпускалась ДТ с отметкой о выпуске, а информация в ИС по тем или иным причинам садилась гораздо позже. И, таким образом, у участников ВЭД имелись расхождения между декларациями на бумажном носителе и сведениями, которые были загружены в электронном виде в ИС, что приводило к задержке товара при пересечении таможенных границ Таможенного союза.

В этой связи, рекомендуем участникам ВЭД, при помещении товаров под таможенную процедуру, удостоверится в том, соответствуют ли сведения, которые имеются в ДТ в бумажной форме, информации, которая фактически имеет место в электронном виде в ИС и какая информация проходит в ИС, и только после этого начинать физическую транспортировку такого товара. Такие меры необходимы во избежание задержки товара на каком-либо из этапов его транспортировки и во избежание проблем с таможенными службами как Республики Казахстан, так и других государств Евразийского Экономического Союза.

Справедливости ради, следует признать, что это трудности лишь на этапе внедрения, как и все новое. И надеемся, что, со временем, ИС оправдает ожидания всех участников ВЭД.

Автор: Улан Батенов