Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: ИПН, НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Индивидуального предпринимателя «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога (ИПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка за период с 01.01.2020г. по 07.06.2023г. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме налога 32 554,8 тыс.тенге и пени 9 811,8 тыс.тенге и НДС в сумме налога 27 939,3 тыс.тенге и пени 9 073,7 тыс.тенге
Индивидуальный предприниматель «К» не согласен с вынесенным уведомлением о результатах проверки полностью и приводит следующие доводы.
1. Относительно исключения из вычетов расходов, не связанных с его деятельностью, направленной на получение дохода за 2021-2022гг. и НДС из зачета за 2- 4 кварталы 2021г., 1 – 4 кварталы 2022г. и 1, 2 кварталы 2023г по расходам, не использованным в целях облагаемого оборота.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 242, 264 и 400, 402 Налогового кодекса. В нарушение указанных статей Индивидуальным предпринимателем «К» отнесены вычеты расходы, не связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода, за 2021-2022гг. в сумме 285 498,0 тыс.тенге и НДС в зачет по расходам, не использованным в целях облагаемого оборота, за 2, 3 кварталы 2021г., 1, 3, 4 кварталы 2022г. и за 1 квартал 2023г. в сумме 38 361,0 тыс.тенге.
Индивидуальный предприниматель «К» в жалобе указывает, что согласно подпунктов 4), 5) статьи 264 и подпунктов 1), 2) статьи 403 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. не подлежат вычету расходы и отнесению в зачет сумма НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда, по сделке, по которой действие по выписке счета-фактуры и (или) иного документа признано судом совершенным субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ.
Из жалобы следует, что судом с учетом всех обстоятельств не установлен факт недействительности сделок, доводы органа государственных доходов не могут являться основаниями для начисления налогов.
Как указано в жалобе, в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса документально подтвержденные расходы подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет, соответственно, орган государственных доходов не вправе при наличии легитимных первичных документов у покупателя делать вывод о том, что последний не понес расходов, подлежащих вычету, основываясь только на своих предположениях.
Вместе с тем, в жалобе отражено, что дополнения в налоговую отчетность проверяемого налогового периода после получения предписания не учтены в ходе данной проверки, в том числе декларация по ИПН от 03.04.2024г., по НДС от 01.08.2023г., 24.07.2023г., 25.12.2023г. и от 02.08.2023г.
Индивидуальный предприниматель «К» считает, что путем представления дополнительных деклараций нарушения устранены налогоплательщиком самостоятельно, однако, дополнительные декларации не приняты так как органы государственных доходов считают, что они представлены в период проверки.
Проверив доводы Индивидуального предпринимателя «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию — для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки — для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, а также НДС в зачет по таким расходам при условии, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
При этом, следует указать, что согласно подпункту 1) статьи 264, подпункту 1) пункта 2 статьи 404 Налогового кодекса вычеты не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, а также подлежат уменьшению суммы НДС, относимого в зачет, производится по товарам, работам, услугам, по которым НДС ранее был отнесен в зачет по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, за исключением использованных в целях необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 408 Налогового кодекса.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, за 2021г. в сумме 165 327,7 тыс.тенге, за 2022г.в сумме 120 170,4 тыс.тенге, а также исключен НДС из зачета по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, по которым НДС ранее был отнесен в зачет за 2, 3 кварталы 2021г., 1, 3, 4 кварталы 2022г. и за 1 квартал 2023г. в общей сумме 38 361,0 тыс.тенге.
Согласно данным деклараций по ИПН (ф.220.00) за 2021-2022гг. в строках 220.00.016 I, II отражены данные запасов на начало и на конец налогового периода с нулевыми показателями, при этом, Индивидуальным предпринимателем «К», согласно данным строк 220.00.016 III А, приобретены запасы за 2021г. в сумме 180 257,7 тыс.тенге и за 2022г. в сумме 145 701,4 тыс.тенге, которые отнесены на вычеты.
При этом, согласно данным ИС ЭСФ Индивидуальным предпринимателем «К» за 2021г. приобретены куриные яйца в количестве 7 732 984 штук на сумму 181 424,9 тыс.тенге, НДС в сумме 21 770,9 тыс.тенге. Тогда как, согласно данным ИС ЭСФ Индивидуальным предпринимателем «К» за указанный налоговый период реализованы в адрес Компании «S» куриные яйца в количестве 315 000 штук на сумму 11 596,3 тыс.тенге, НДС в сумме 1 391,6 тыс.тенге, что подтверждено ЭСФ от 20.01.2021г.
Соответственно, Индивидуальным предпринимателем «К» куриные яйца, приобретенные в 2021г. в количестве 7 417 984 штук (7 732 984-315 000), не отражены в налоговом учете как в обороте по реализации, так и в запасах на конец налогового периода (2021г.).
Также Индивидуальным предпринимателем «К» за 2021г. приобретено удобрений в количестве 30 тонн на сумму 8 070,0 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 864,6 тыс.тенге и шрот соевый в количестве 55,38 тонн на сумму 16 060,2 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 864,6 тыс.тенге, что подтверждается ЭСФ. Однако, данные товары не отражены в налоговом учете как в обороте по реализации, так и в запасах на конец налогового периода (2021г.).
Аналогично, Индивидуальным предпринимателем «К» за 2022г. реализованы в куриные яйца в количестве 302 400 штук на сумму 14 310 тыс.тенге, НДС в сумме 1 717,2 тыс.тенге, что подтверждено ЭСФ от 02.06.2022г. и от 31.08.2022г.
При этом, согласно данным ИС ЭСФ Индивидуальным предпринимателем «К» за 2022г. приобретены куриные яйца в количестве 3 853 200 штук на сумму 111 174,6 тыс.тенге, НДС в сумме 13 340,9 тыс.тенге.
Соответственно, Индивидуальным предпринимателем «К» куриные яйца, приобретенные в 2021г. в количестве 3 550 800 штук (3 853 200 — 302 400), не отражены в налоговом учете как в обороте по реализации, так и в запасах на конец налогового периода (2022г.).
Также, в 2022г. реализовано куриное мясо в количестве 39 000 кг на сумму 12 493,0 тыс.тенге, НДС в сумме 728,6 тыс.тенге, что подтверждено ЭСФ от 18.08.2022г. и от 15.12.2022г.
При этом, согласно данным ИС ЭСФ Индивидуальным предпринимателем «К» за данный налоговый период приобретено куриного мяса в количестве 139 000 кг на сумму 40 955,3 тыс.тенге, НДС в сумме 4 914,6 тыс.тенге.
Соответственно, Индивидуальным предпринимателем «К» куриное мясо, приобретенное в 2022г. в количестве 100 000 кг (139 000-39 000), не отражено в налоговом учете как в обороте по реализации, так и в запасах на конец налогового периода (2022г.).
Также, Индивидуальным предпринимателем «К» за 2023г. приобретены куриные яйца в количестве 907 200 штук на сумму 34 968,5 тыс.тенге, НДС в сумме 4 196,2 тыс.тенге, при этом, указанные товары не отражены в налоговом учете как в обороте по реализации, так и в запасах на конец налогового периода (2023г.), то есть указанные расходы не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
При этом, необходимо указать, что учитывая вышеизложенные факты, по результатам налоговой проверки подлежат отнесению на вычеты за 2021г. расходы, направленные на получения дохода, по приобретенным куриным яйцам от Компании «I» на сумму 10 465,7 тыс.тенге, НДС в сумме и Индивидуального предпринимателя «А» на сумму 4 464,3 тенге и другие расходы на сумму 558,5 тыс.тенге, всего на сумму 15 488,5 тыс.тенге.
Аналогично, подлежат отнесению на вычеты за 2022г. расходы по приобретению яиц куриных и куриного мяса от поставщика Компании «I» на сумму оборота 25 531,1 тыс.тенге, другие расходы на сумму 4 397,6 тыс.тенге, всего на сумму 29 928,7 тыс.тенге.
Также, подлежит отнесению на вычеты за 2023г. расходы по реализованным товарам, работам, услугам в сумме 1302,2 тыс.тенге и другие расходы на сумму 111,3 тыс.тенге, всего на сумму 1413,5 тыс.тенге.
Относительно исключения НДС из зачета за 2, 3 кварталы 2021г., 1, 3, 4 кварталы 2022г. и за 1 квартал 2023г. следует отметить, что поскольку Индивидуальным предпринимателм «К» в обороте по реализации, облагаемом НДС, не отражена реализация куриных яиц за 2021-2023гг. в количестве 11 875 984 штук, удобрений за 2021г. в количестве 30 тонн, шрота соевого в количестве 55,38 тонн и куриного мяса за 2022г. в количестве 100 000 кг, а также указанные товары отсутствуют в остатках на конец налоговых периодов 2021-2023гг., соответственно, сумма НДС по указанным товарам не использована в целях облагаемого оборота.
Необходимо отметить, что, в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 и подпунктом 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
При этом, что Индивидуальным предпринимателем «К» в жалобе не приведены доводы относительно исключения из вычетов расходов за 2021г. в сумме 165 327,7 тыс.тенге, за 2022г.в сумме 120 170,4 тыс.тенге, а также исключения НДС из зачета по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, по которым НДС ранее был отнесен в зачет за 2, 3 кварталы 2021г., 1, 3, 4 кварталы 2022г. и за 1 квартал 2023г. в общей сумме 38 361,0 тыс.тенге.
Относительно доводов Индивидуального предпринимателя «К» о том, что налоговой проверкой не учтены внесенные изменения и дополнения согласно дополнительных деклараций по ИПН за 2022 год от 03.04.2024г., по НДС за 1 квартал 2023г. от 01.08.2023г., за 2 квартал 2023г. от 24.07.2023г. и от 25.12.2023г., за 3 квартал 2020г. от 02.08.2023г. следует отметить.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса не допускается внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого периода – в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет, а также социальным платежам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.
В нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса Индивидуальным предпринимателем «К» представлены дополнительные декларации после даты вручения предписания (03.07.2023г.), в связи с чем, представленные декларации обоснованно не учтены в ходе налоговой проверки.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2021-2022гг. в сумме 285 498,1 тыс.тенге и НДС из зачета за 2, 3 кварталы 2021г., 1, 3, 4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. в сумме 38 361,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
2. Относительно увеличения дохода от безвозмездно полученного имущества (денежные средства) за 2021-2022гг. в общей сумме 111 376,8 тыс.тенге.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 238 и пункта 5) сатьи 264 Налогового кодекса. В соотетствии с указанной статьей увеличен доход от безвозмездно полученного имущества за 2021-2022гг. в виде поступлений денежных средств от Компании «С» и Индивидуального предпринимателя «U» на общую сумму 111 376,8 тыс.тенге.
Из жалобы следует, что Индивидуальный предприниматель «К» не согласен с включением в СГД поступлений денежных средств от Компании «С» и Индивидуального предпринимателя «U» за 2021-2022гг. в общей сумме 111 376,8 тыс.тенге, при этом доводы в жалобе не приведены.
Проверив доводы Индивидуального предпринимателя «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщиков без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доходы в виде безвозмездно полученного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.
Пунктом 3 статьи 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Пунктом 3 статьи 157 ГК РК при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а при невозможности возврата в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить стоимость подлежащего возврату имущества, стоимость пользования имуществом, выполненных работ или оказанных услуг в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Казахстан.
В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, решением Специализированного межрайонного экономического суда от 31.08.2023г. сделки, заключенные между Компанией «С» и Индивидуальным предпринимателем «К» признаны недействительными.
Аналогично, решением Специализированного межрайонного экономического суда от 08.08.2023г. сделки, заключенные между Индивидуальным предпринимателем «U» и Индивидуальным предпринимателем «К» признаны недействительными.
Следует отметить, что при недействительности сделок, заключенных Индивидуальным предпринимателем «К» с Компанией «С» и Индивидуальным предпринимателем «U», возврат денежных средств не осуществлен.
В этой связи, как следует из акта налоговой проверки, поступившие денежные средства от Компании «С» за 2021г. в сумме 8 928,8 тыс.тенге и за 2022г. в сумме 92 975,4 тыс.тенге, а также от Индивидуального предпринимателя «U» за 2022г. в сумме 9 472,5 тыс.тенге, на общую сумму 111 376,7 тыс.тенге признаны доходом в виде безвозмездно полученного имущества. При этом, по результатам налоговой проверки уменьшены доходы от реализации товаров, работ, услуг за 2022г. на сумму 57 364,3 тыс.тенге, в том числе по взаиморасчетам с Компанией «С» на сумму 48 906,6 тыс.тенге и Индивидуальным предпринимателем «U» на сумму 8 457,7 тыс.тенге.
Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 и подпунктом 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
При этом, Индивидуальным предпринимателем «К» в жалобе не приведены доводы в части необоснованности увеличения по результатам налоговой проверки дохода от безвозмездно полученного имущества за 2021-2022гг. и уменьшение дохода от реализации за 2022г.
Таким образом, учитывая норму пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, увеличение дохода от безвозмездно полученного имущества (денежные средства) за 2021-2022гг. в сумме 111 376,8 тыс.тенге и уменьшение дохода от реализации за 2022г. в сумме 57 364,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
3. Относительно увеличения дохода от реализации на сумму 5 604,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией-нерезидентом.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов пунктов 1 статей 225, 226, 386 Налогового кодекса. В нарушение указанных статей Индивидуальным предпринимателем «К» занижен оборот по реализации по нулевой ставке на сумму 5 604,6 тенге от экспорта товара в адрес Компании-нерезидента.
Из жалобы следует, что Индивидуальный предприниматель «К» не согласен с увеличением дохода от реализации за 2022г. на сумму 5 604,7 тыс.тенге, при этом доводы в жалобе не приведены.
Проверив доводы Индивидуального предпринимателя «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщиков без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доходы в виде безвозмездно полученного имущества.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 настоящего Кодекса.
Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.
Частью 1 пункта 1 статьи 386 Налогового кодекса оборот по реализации товаров, за исключением оборотов по реализации товаров, предусмотренных статьей 394 настоящего Кодекса, облагается по нулевой ставке.
В рассматриваемом случае, установлено, что Индивидуальным предпринимателем «К» произведена реализация товарно-материальных запасов в адрес Компании-нерезидента на сумму 817,0 тыс.рублей, при этом, в декларации по ИПН (ф.220.00) за 2022г. доход от реализации товаров отражен в сумме 817,0 тыс.тенге, тогда как следовало отразить сумму 6 421,6 тыс.тенге (817,0 тыс.рублей *7,86 тенге (курс на 18.08.2022г.)).
Следовательно, доход от реализации за 2022г. занижен на сумму 5 604,6 тыс.тенге (6 421,6 – 817,0).
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 и подпунктом 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
При этом, Индивидуальным предпринимателем «К» в жалобе не приведены доводы в части необоснованности увеличения дохода от реализации за 2022г. на сумму 5 604,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией-нерезидентом.
Таким образом, учитывая нормы пунктов 1 статей 225, 226, 386 Налогового кодекса, увеличение дохода от реализации на сумму 5 604,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией-нерезидентом по результатам налоговой проверки является обоснованным.
4. Относительно увеличения дохода от реализации за 2023 год и облагаемого оборота за 2 квартал 2023г.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов пунктов 1 статей 225, 226, 372 Налогового кодекса. В нарушение указанных статей Индивидуальным предпринимателем «К» занижен доход от реализации за 2023 год в сумме 44 537,9 тыс.тенге и облагаемый оборот за 2 квартал 2023г. в сумме 4 621,3 тыс.тенге.
Из жалобы следует, что Индивидуальный предприниматель «К» не согласен с увеличением дохода от реализации за 2023 год и облагаемого оборота за 2 квартал 2023г., при этом доводы в жалобе не приведены.
Проверив доводы Индивидуального предпринимателя «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщиков без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доходы в виде дохода от реализации.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 настоящего Кодекса.
Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.
Подпунктом 1) пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса установлено, что оборот по реализации товаров означает передачу прав на товар, в том числе продажу товаров, работ, услуг.
В рассматриваемом случае, Индивидуальным предпринимателем «К» декларация по ИПН (ф.220.00) за 2023г. и по НДС за 2 квартал 2023г. представлены с нулевыми показателями.
Тогда как, согласно данным ИС ЭСФ Индивидуальным предпринимателем «К» реализовано товаров, работ, услуг в адрес контрагентов-покупателей на сумму 44 537,9 тыс.тенге, при этом, оборот, облагаемый НДС, за 2 квартал 2023г. составляет сумму 4 621,3 тыс.тенге.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 и подпунктом 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
При этом, что Индивидуальным предпринимателем «К» в жалобе не приведены доводы в части необоснованности увеличения дохода от реализации за 2023г. в сумме 44 537,9 тыс.тенге и оборота, облагаемого НДС, за 2 квартал 2023г. в сумме 4 621,3 тыс.тенге.
Таким образом, увеличение дохода от реализации за 2023г. в сумме 44 537,9 тыс.тенге и оборота, облагаемого НДС, за 2 квартал 2023г. в сумме 4 621,3 тыс.тенге и соответствующее начисление ИПН и НДС по результатам налоговой проверки являеися обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.