Договор и налоги

Договор и налоги

Сегодня в повседневный оборот вошло множество видов договоров и иных сделок, специальных требований к которым и даже упоминания о которых законодательство не содержит. Нередко такие договоры заимствуются из международной практики либо являются следствием требований иностранных контрагентов. Однако отсутствие буквального упоминания о таких договорах в законодательстве не означает, что стороны не вправе их применять.

 

       Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является свобода договора. Свобода волеизъявления сторон означает также и то, что в сфере гражданского права договор может не укладываться в юридические конструкции, которые определены законодательством. Свобода договора позволяет сторонам вводить в свою деловую практику те договорные конструкции, которые они считают приемлемыми и оптимальными.

       Тем не менее на практике разнообразие договорных отношений воспринимается со стороны государственных органов неоднозначно. Нечистоплотность и многочисленные случаи уклонения от уплаты налогов отдельных налогоплательщиков привели к высокой степени недоверия налоговых проверяющих при осуществлении контроля за бизнесом.

       В связи с чем, когда стороны садятся за стол переговоров, при заключении договора им необходимо учитывать не только свои интересы, но также и возможные налоговые обязательства, которые в конечном итоге окажут влияние на предпринимательскую эффективность договора. Не следует забывать и о преимуществах, которые возможны при грамотно выстроенном налоговом планировании.

       Нередко добросовестным налогоплательщикам приходится доказывать налоговым проверяющим, что та или иная сделка действительно связана с их предпринимательской деятельностью, а не является неким выводом капитала из организации либо легализацией незаконно полученных доходов. Особенно риски разночтений с налоговым органом усиливаются, когда налогоплательщиком используется сложный, например, смешанный договор, с уникальными, необычными для казахстанской практики положениями, что  приводит нередко к появлению подозрения в том, что стороны пытаются скрыть за нормами договора нечто противозаконное.

      Наибольшее подозрение у налоговых органов на практике вызывают следующие виды договоров (перечень не является исчерпывающим):

  • договор на оказание маркетинговых услуг;
  • договор на предоставление управленческих услуг;
  • договор на оказание консалтинговых услуг между связанными компаниями;
  • договор на предоставление персонала;
  • договор на оказание рекламных услуг.

       Наиболее частыми претензиями со стороны государственных органов к договорам являются:

  • отсутствие факта оказания услуг;
  • оказываемые услуги не связаны с предпринимательской деятельностью налогоплательщика;
  • предмет договора не соответствует фактическим правоотношениям по договору.

       В большинстве случаев указанные выше претензии налоговых проверяющих приводят к исключению из вычетов у налогоплательщика расходов для целей исчисления корпоративного подоходного налога (КПН), а в некоторых случаях также к исключению сумм  налога на добавленную стоимость (НДС) из зачета.

       Во избежание налоговых рисков при оформлении и последующем исполнении договора рекомендуем придерживаться следующих основных принципов.

       Во-первых, с учетом потребностей бизнеса сторон, оформление и содержание договора должно быть ясным и четким, с использованием выверенной юридической техники. В особенности

рекомендуем избегать в разделе «Предмет договора» обтекаемых, нечетких положений, которые несли бы риск двойственного толкования его содержания. Определенность обязательств сторон будет являться свидетельством того, что стороны хотят достичь реального, а не некоего вымышленного результата.

       Во-вторых, в договоре должен быть детально прописан порядок подтверждения сторонами факта исполнения договора на всех его этапах. При проведении налоговых проверок налоговым органом внимательно изучается вся первичная документация по договору, включая акты выполненных работ, отчеты по исполнению обязательств и иные документы, подтверждающие факт исполнения договора.

       В-третьих, заключению договора должен предшествовать тщательный анализ налоговых последствий его положений. Важным аспектом является не только грамотное юридическое оформление договора, но и анализ сторонами всех налоговых и финансовых последствий, с учетом требований не только налогового законодательства, но и связанных с ним специальных отраслевых правовых норм, требований МСФО. Обращаем внимание, что у бухгалтерии компании может быть ошибочное понимание требований налогового законодательства, в свою очередь, рекомендации  налоговых консультантов позволят избежать возможных неблагоприятных последствий. Налоговые риски возрастают при заключении сделок с иностранными компаниями, когда подлежит применению законодательство в сфере международного налогообложения. В особенности если сделки заключаются со связанными компаниями.

       В-четвертых, прописанный в договоре порядок подтверждения его исполнения должен исполняться сторонами с максимальным использованием документальных материалов. На практике, несмотря на требования договоров, стороны нередко пренебрегают либо уделяют слабое внимание документальному подтверждению факта исполнения обязательств. Подобное упущение может явиться мотивом для возникновения претензий у налоговых проверяющих. При подготовке отчетности по исполнению обязательств рекомендуем детально описывать состав рабочей группы, порядок и сроки исполнения, полученные результаты, а также другие важные детали, которые относятся к характеру обязательств.

       Полагаем, что максимальный учет всех указанных выше требований, касающихся заключения и исполнения договоров, позволит избежать противоречий с контролирующими государственными органами и, соответственно, связанных с этим убытков. Эффективным средством профилактики вероятных налоговых рисков является организация  эффективного взаимодействия юридического, налогового и бухгалтерского подразделений компании. Также рекомендуем максимально использовать опыт внешних юристов и консультантов, которые, ввиду предоставления консультационных и иных услуг большому количеству хозяйствующих субъектов, а также представления интересов в государственных органах либо в судах налогоплательщиков по большому числу разнообразных дел (кейсов),  имеют возможность выявить проблемы, которые являются актуальными на практике.

Автор: