COVID-19 усилил необходимость трансформировать платежные системы банков

Стремительная цифровизация создает дополнительное давление на банковский бизнес

Пандемия коронавируса привела к росту рынка цифровых платежей. Чтобы оставаться конкурентоспособными, банкам необходимо модернизировать свои платежные системы. Об этом говорит исследование Accenture «Модернизация платежей: игра вдолгую», основанное на опросе 120 руководителей финансовых организаций по всему миру.

По прогнозам Accenture, к 2023 году около 420 млрд транзакций на сумму $7 трлн, осуществляющихся сегодня наличными, станут проводиться с помощью карт и цифровых платежей. К 2030 году этот объем возрастет до $48 трлн. Стремительная цифровизация расчетов создает дополнительное давление на банковский бизнес. Из-за этого три четверти (75%) опрошенных руководителей банков заявили, что пандемия ускорила их планы по модернизации платежных систем.

«Пандемия коронавируса ускорила переход на цифровые платежи, причем такими темпами, которые невозможно было спрогнозировать. Она изменила способ покупки и оплаты товаров потребителями, и теперь они отдают предпочтение, прежде всего, удобству. И если раньше инвестиции банков в новые платежные системы были направлены на соблюдение нормативных требований, то теперь для эффективной работы будет важно принимать во внимание меняющуюся динамику потребительского спроса и улучшать качество обслуживания клиентов», – поясняет Сулабх Агарвал, руководитель практики «Платежи» компании Accenture.

Согласно результатам исследования, три четверти опрошенных руководителей (75%) считают, что модернизация платежной системы обусловлена изменениями в национальной платежной инфраструктуре и регулировании. В числе причин респонденты называли совершенствование систем межбанковских платежей, новые отраслевые стандарты с ISO 20022 и инициативы открытого банкинга.

Переход на цифровые платежи варьируется в зависимости от рынка

Скорость перехода к цифровым платежам различается в разных странах в зависимости от темпов падения использования наличных средств, внедрения электронной коммерции и того, насколько активны компании BigTech в предоставлении платежных услуг.

«Индекс прорывных изменений в платежной отрасли» показывает, что активнее всего платежные инновации внедряются в США. Следом идет Великобритания, где потребители выбирают новые способы оплаты, а небанковские организации используют все возможности предоставлять клиентам платежные услуги. В Китае наличные платежи быстро вытесняются мобильными кошельками. Так, 76% транзакций в 2019 году приходилось на мобильные кошельки (тогда как в 2014-м –всего 12%). Потребители в Поднебесной уже несколько лет используют мобильные приложения и QR-коды для оплаты в ресторанах и магазинах.

«Пандемия заставила потребителей быть более открытыми к цифровым транзакциям. Это приведет к усилению конкуренции, так как поставщики альтернативных расчетных инструментов соревнуются за долю рынка. Возможности электронных платежей для банков сильно варьируются в разных странах и зависят от готовности перехода к цифровым платежам. На зрелых рынках, например, в Западной Европе, где цифровые платежи доступны большей части населения, мы ожидаем увидеть постепенные изменения. Наибольшие возможности появятся на рынках Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где во время пандемии преобладало использование наличных средств, а в некоторых регионах даже возросло их использование», – комментирует Алан Макинтайр, возглавляющий практику «Банки» компании Accenture.

Многие из опрошенных Accenture руководителей назвали рост доходов ключевой целью своих программ модернизации платежей. Несмотря на это, только 13% респондентов заявили, что доходы их банка от платежей выросли более чем на 6% по сравнению со среднерыночным темпом роста за последние три года. При этом лишь 16% ожидают роста доходов от платежей более чем на 5% по сравнению с ожидаемым средним темпом роста в ближайшие три года.

В частности, две трети (65%) руководителей финансовых организаций заявили, что стоимость поддержания старых технологий в их платежных системах препятствует их способности инвестировать в новые клиентские решения. Например, несмотря на то что многие банки внедрили облачные системы в других частях своего бизнеса для повышения операционной устойчивости, только 38% банков инвестируют в облачные решения для платежей. Пандемия создала возможность для компаний ускорить цифровую трансформацию, поэтому Accenture недавно объявила о вложении $3 млрд для запуска своей практики Cloud First, которая поможет бизнесу переходить к использованию облачных систем.

«Развитие платежных систем банков буксует из-за внедрения точечных технологических решений ради соответствия новым стандартам и снижения затрат. В новой реальности значимых изменений можно достичь, лишь поставив модернизацию платежей среди бизнес-приоритетов и не отдавая ее на откуп IT-департаменту. Успеха достигнут банки, которые уделят больше внимания гибкой ИТ-архитектуре и облачным технологиям, интегрированным в рамках всего бизнеса», – рассказал Сулабх Агарвал.

По материалам Accenture

https://kapital.kz/finance/91510/covid-19-usilil-neobkhodimost-transformirovat-platezhnyye-sistemy-bankov.html

Автор: Айжан Ержанова