Цифровизация и финансирование МСБ

Как цифровизация бизнеса влияет на финансирование малого в том числе микробизнеса банками второго уровня, о региональной программе развития предпринимательства «Almaty Business», разработке Единого общереспубликанского справочника товаров, — эти и другие вопросы сегодня были затронуты на заседании Комитета развития МСБ Президиума НПП РК «Атамекен».

Развитие века технологии требует адаптации к новым бизнес реалиям, поэтому большинство казахстанских компаний работают над цифровым преобразованием бизнеса. Его необходимость на сегодняшний день не может быть преуменьшена, поскольку лица принимающие важные решения в бизнесе, считают, что без адаптации к цифровому рынку они столкнутся со значительными задержками роста и прибыли. Вот почему пришло время взглянуть на важность цифровой трансформации для казахстанского рынка.

В ходе заседания сотрудники «Halyk Bank» и «Альфа Банк» рассказали о быстродействии банковской системы в целом, представили цифровые сервисы, продуктовые линейки, а также кредитные возможности, доступные на данный момент малому бизнесу. Решать ежедневные бизнес-процессы предпринимателям помогают системы онлайн-банкинга, платёжные карты для бизнеса, услуги эквайринга и специально разработанные мобильные приложения.

Помимо цифровизации банковских услуг, представителями банков были затронуты проблемы кредитования малого, в первую очередь микро бизнеса ввиду отсутствия у упомянутых официальной бухгалтерской отчетности. «Более 70% предпринимателей малого бизнеса ведут учёт в тетрадке», — отметил управляющий директор блока массовый бизнес «Альфа-Банка» Дамир Какиев.

Как отметила директор департамента продаж МСБ «Halyk Bank» — Альфия Жексенбай, банки со своей стороны разрабатывают различные виды онлайн финансирования, но банкам необходимо встречное движение от представителей бизнеса по наполнению рынка различных облачных сервисов своими данными. Так, если предприниматель пользуется облачными сервисами, которые позволяют вести бизнес, вести учёт, использует безналичный расчёт, подключает онлайн услуги и сервисы — это позволяет банкам составить детальный анализ по клиенту, знать клиента и дистанционно предлагать различные кредитные решения, если они ему необходимы. В таком случае, поясняет Альфия, банк дистанционно будет готов принять решение по выдаче финансирования предпринимателям без предоставления залога, без сбора определенных документов, и пр.

В свою очередь, Председатель Комитета развития МСБ Раимбек Баталов отметил, что на сегодняшний день банки сделали большое продвижение в сфере онлайн-кредитования, и малому бизнесу стоит встать на путь прозрачности бизнеса и его цифровизации для привлечения максимально возможного оборотного капитала для развития своего бизнеса.

Также на заседании обсуждалось создание Единого общереспубликанского справочника товаров, который позволит разработать единые стандарты для описания продукции и предоставить всем участникам рынка доступ к унифицированным данным обо всех продаваемых в регионах и в стране целом, товарах.

«На данный момент у нас в стране имеется множество классификаторов товаров, таких как ТНВЭД, КПВЭД, НС ТРУ — которые имеют свои узкоспециализированные назначения и используются только для отдельных групп пользователей. Между имеющимися справочниками нет никаких переходных путей, одни и те же товарные позиции в разных товарных справочниках значатся под разными кодами. Все эти справочники неудобны и неприемлемы для бизнеса в сфере торговли. Наша задача внедрить единый справочник, где каждая товарная позиция будет содержать от 90 до 300 полей. Единая номенклатура товаров позволит использовать штрихкоды товаров для удобной торговли, поможет отслеживать товары начиная от таможни до момента реализации товаров через онлайн ККМ. Всё это позволяет защитить и предпринимателей, и потребителей», — пояснил заместитель председателя Правления по производству АО «Центр Электронных Финансов» Дархан Биржанов.

«Бизнесу это необходимо. Крайне важно его реализовать. Предприниматели на данный момент несут затраты, тратят время на вбивание номенклатуры вручную, что неизбежно сопряжено с ошибками, а каждая ошибка потом требует времени на исправление. Другой вопрос, что мы должны качественно отработать формирование этого справочника. В рабочем порядке предлагаю вместе с ассоциациями, которым непременно нужно поучаствовать, взяться за это дело», — резюмировал Раимбек Баталов.

В ходе заседания заместителем руководителя Управления предпринимательства и инвестиций города Алматы Сагиндыковым Канатом был презентован проект «Almaty business — 2025», который будет призван помочь развитию предпринимательства в г. Алматы, включающий в себя 5 основных направлений программы: качественное обучение предпринимателей в онлайн и оффлайн режимах основам предпринимательства, снижение адм. барьеров за счет создания центра предпринимательства «Qoldaý», финансовая поддержка для реализации бизнеса, привлечение новых инвесторов, а также направление по развитию инфраструктуры через создание типовых стационарных объектов (торговые точки на первых этажах, малые рынки, малые ТРЦ), нестационарных объектов торговли и сервиса.

«Малому бизнесу предоставлена масса возможностей. Необходимо цифровизироваться — это требование времени, мы должны показать тренд, вывести малый бизнес из тени. Цифровизация это в первую очередь эффективность ведения бизнеса. От этого зависит и устойчивость самого бизнеса. Государство и банки второго уровня предлагают решения, надо пользоваться. Сегодня необходимо внедрять онлайн сервисы, облачные сервисы. Мы будем говорить, чтобы субсидирование затрат на цифровизацию было в Дорожной карте бизнеса. Чтобы местные исполнительные органы использовали финансовые средства, бюджетные деньги на субсидирование затрат на цифровизацию. Мы будем мотивировать малый бизнес выйти из тени, стать прозрачным, мотивировать на прозрачные схемы ведения учёта», — подвел итог Раимбек Баталов.

9 декабря 2019, 13:56

Источник, интернет-ресурс: НПП, НЭП «Союз «Атамекен» (http://atameken.kz)

Автор: Исполнительная дирекция Палаты НК