Банковский омбудсмен готов встретиться

Национальный банк рекомендует заемщикам в случае затруднений с исполнением кредитных обязательств обращаться не к сомнительным посредникам, а в банки, Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг НБ РК или к банковскому омбудсмену.

Этот призыв содержится в распространенной информации НБ РК. В пресс-релизе отмечается, что посредники (отдельные лица или компании, организации, общества) за определенную плату обещают списать остаток задолженности перед банком, сумму пени, снизить размер вознаграждения, отменить его вовсе. Однако в договорах со своими клиентами никакие гарантии положительного исхода дела ими не оговариваются. Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг НБ РК предупреждает заемщиков, у которых есть проблемные кредиты, что такие посредники вводят их в заблуждение. Поскольку в действительности эти проблемы решаются самими банками или при содействии банковского омбудсмена, комитета НБ РК или судами.

Это связано с тем, что отношения между банками и заемщиками носят договорный характер. Вопросы, связанные с исполнением договора, могут быть урегулированы исключительно сторонами договора либо в суде. Ни один государственный орган либо иное лицо не могут повлиять на принимаемые банками решения, подчеркивается в сообщении НБ РК.

В то же время у многих банков разработаны программы реструктуризации, включающие отсрочку исполнения обязательств, уменьшение размера вознаграждения, уменьшение/списание пени/штрафов. И это можно обсуждать при обращении в банк. Можно обратиться к банковскому омбудсмену – Ерсерику Даменовичу Сиырбаеву, который осуществляет урегулирование проблем ипотечных займов на безвозмездной основе. Однако следует учитывать, что банковский омбудсмен не рассматривает обращения, принятые судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу; направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела; по договору ипотечного займа, сумма которого превышает 20 тыс. МРП. Также не рассматриваются обращения, по которым заинтересованное лицо не представило письменное доказательство его обращения в банк, организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа.

Еще один вариант – обращение в Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг НБ РК, который оказывает бесплатную правовую помощь, организует встречи проблемных заемщиков с представителями банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Аналогичные встречи во всех областных центрах, Астане и Алматы проводят территориальные филиалы НБ РК.

Автор: Алевтина ДОНСКИХ

Источник: Казахстанская Правда

Автор: Жан Бекесов