Аблай Мырзахметов представил направления работы по улучшению состояния экономики РК.

Председатель правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов согласен в том, что Национальный банк Казахстана должен занять более активную позицию в стимулировании экономического роста в стране. Своими мыслями Аблай Мырзахметов поделился на IV съезде НПП в среду, 14 июня.

«Глава государства поставил задачи по третьей модернизации. По опросу предпринимателей во время наших поездок мы собрали мнения отраслевых предпринимателей и определили пять направлений, которые считаем важными для достижения этой цели и улучшения бизнес-среды», — сказал он.

Первое направление — это макроэкономичекая стабильность. Второе — это снижение доли государства в экономике. Третьим направлением выступает поэтапный переход к горизонтальным мерам господдержки, четвертым — бизнес-ориентированное регулирование и пятым — повышение конкурентоспособности предприятия.

Более половины опрошенных в регионах отмечают доступ к длинным дешевым деньгам, к кредитованию. Здесь хотели бы отметить то, что Нацбанку нужно менять свою роль в экономике и стать помощником правительства по обеспечению экономического роста, потому что доступность к кредитам — это полностью денежно-кредитная политика Национального банка, — сказал Аблай Мырзахметов. — Несмотря на то, что за последний год снижена базовая ставка до 10,5%, кредиты в целом остаются дорогими. С начала года Нацбанк примерно три трлн тенге связывает ликвидности своими нотами. По экспертным оценкам эта сумма может быть чуть выше, но при этом ссылается на то, что осуществляет политику инфляционного таргетирования. Хотя в послании глава государства четко поставил Нацбанку не только контролировать инфляцию, а перейти к политике экономического роста«.

Средневзвешенная ставка по кредитам для юридических лиц в апреле 2017 года составила 13,9%. При этом, если сравнивать май 2017 к маю 2016, то инфляция составила 7,5%.

«Но опросы показывают, что реальная ставка, которая есть в коммерческих банках, 16-19%, но и эти деньги достаточно короткие», — сказал г-н Мырзахметов.

Он отметил, что в России сейчас также активно идет дискуссия вокруг политики инфляционного таргетирования.

«Считаем в целом, что в инфляции большую роль играют немонетарные факторы, то есть вопросы тарифов, импортозависимой экономики, связанной с обменным курсом. И здесь правительство имеет четкий план и старается держать тарифы в коридорах инфляции. Поэтому считаем, что Нацбанку нужно все-таки активно включиться, и активно снижать базовую ставку, и обеспечить экономику длинными дешевыми деньгами, и реально на деле перейти к политике, которая поставлена главой государства», — сказал председатель правления НПП.

Нагрузка на фонд оплаты труда составит 40%

Другим вопросом является налоговая реформа. Проводимая налоговая реформа должна исходить из условия недопущения роста налоговой нагрузки, как это было поручено главой государства.

Аблай Мырзахметов напомнил, что базово налоги выполняют три основные функции: фискальную, стимулирующую и перераспределительную.

«На наш взгляд налоговая политика сейчас больше выполняет фискальную функцию. Мы понимаем, что государство должно выполнять свои социальные обязательства и для этого необходимы устойчивые доходы бюджета. Вместе с тем, считаем, что надо начать дискуссию о смещении акцентов налоговой политики именно на стимулирование деловой активности», — сказал он.

В части перераспределительной функции важным, по его мнению, является передача отдельных налогов на местный уровень, в частности от МСБ, чтобы тем самым повысить заинтересованность акиматов в развитии бизнеса в регионе.

«Но это все требует серьезных расчетов и обсуждений», — сказал Аблай Мырзахметов.

«Все что касается самой налоговой системы, ревизии неэффективных преференций налоговых и так далее, вопросов совершенствования НДС, вопросов снижения нагрузки на фонд оплаты труда, мы считаем, что еще можно было бы год поработать и сделать серьезные расчеты. С 1 июля вступают дополнительные, фактически это можно называть дополнительной нагрузкой на ФОТ, отчисления на социальное медицинское страхование. В целом, если взять ближайшие пять лет, более 40% будет нагрузка на ФОТ и глава государства тоже дал поручение посмотреть», — сказал г-н Мырзахметов.

Председатель правления НПП отметил, что в настоящее время число оснований для налоговых проверок сокращается с 32 до 14.

«Это достаточно серьезно. Открываются СУРы — это управление рисками. Разрешается проведение альтернативного аудита — проверки аудиторскими организациями», — сказал он.

Речь также шла и о плане приватизации. Пока из 878 объектов приватизации не выставленными на торги остаются порядка 400 объектов, или 45%.

Аблай Мырзахметов отметил, что реализация объектов, которые выставляются на продажу вне программы IPO, под видом предпродажной подготовки может затягиваться.

Существенно ограничить участие государства в экономике позволит исчерпывающей перечень организаций с госучастием.

Что касается поэтапного перехода к «горизонтальным» мерам господдержки, Аблай Мырзахметов поделился ощущением, что «бизнес как на иглу подсел на эти субсидии и всякие преференции».

«Поэтому считаем, что можно было бы начать поэтапное обсуждение по переходу к горизонтальным мерам господдержки», — сказал он.

В рамках реформы контрольно-надзорных функций НПП предлагает сосредоточиться на сокращении контрольно-надзорных функций на 30%, сокращении количества требований на 50%, сокращении количества проверок на 30%, сокращении штатной численности госорганов до 30%.

Для поддержки казахстанской промышленности НПП предлагает принять отраслевые дорожные карты повышения конкурентоспособности. Основным инструментом таких дорожных карт должна стать поддержка предприятий, которые имеют четкие планы для повышения конкурентоспособности и выходу на экспорт. Такие предприятия в обмен на господдержку должны повышать локализацию, объемы производства и привлекать новые технологий.

Источником материалов является [url]http://abctv.kz/ru/news[/url]

Автор: Станислав Измайлов