Почему украинцы скупают доллары, иномарки и бытовую технику

Политики и работающие на них экономисты окончательно запугали население грядущим крахом гривны и всей экономики. Не вникая особо в макроэкономические нюансы, народ всерьез озаботился сохранением своих сбережений. В то время как ощутившие кризис европейцы экономят на всем, украинцы поступают с точностью до наоборот. Испугавшись, что гривна обесценится, люди спешно тратят сбережения на валюту, штурмуют автосалоны, скупают холодильники, плазменные телевизоры, дорогие мобильные телефоны и компьютеры.

Эксперты выявили форменный парадокс: население ожидает ухудшения экономической ситуации в стране, при том что темпы роста розничного товарооборота и автопродаж измеряются двузначными цифрами.

Как свидетельствуют результаты исследований потребительских настроений, которые ежемесячно представляет компания GfK Ukraine, украинцы больше всего боятся инфляции и девальвации гривны. И то и другое ведет к обесцениванию денег, которые обычно копят на черный день. Чтобы не потерять свои скромные сбережения, многие решили купить доллары. Июньская статистика Нацбанка зафиксировала рост спроса на «зеленый» почти до $750 млн — это вдвое больше, чем весной. Дмитрий Сологуб, руководитель аналитического подразделения финансовой группы «Райффайзен» полагает, что в этом месяце валюты скупят не меньше. «Нацбанку приходится время от времени выходить на рынок с интервенциями для поддержки гривны. Так что по итогам июля мы, скорее всего, опять увидим значительное отрицательное сальдо интервенций НБУ», — уверен он.

Валюта подорожает в любом случае. Самые сдержанные экономисты говорят, что курс гривны уже сегодня нужно понизить до уровня 8,3—8,5 грн/$. Пессимисты предупреждают: если случится худшее (полномасштабный экономический кризис в Европе или серьезные политические потрясения в Украине в преддверии выборов), курс вполне может составить 9—9,5 грн/$.

Как свидетельствуют данные GfK Ukraine, индекс целесообразности делать крупные покупки повысился на 1,3 пункта — до 85,8. Это означает, что население не ждет, когда его сбережения начнут таять на глазах, а ценники в магазинах быстро меняться. Они готовы уже сейчас приобрести дорогие вещи, на которые копили деньги.

Последняя статистика из Европы говорит о том, что экономные жители ЕС ограничили крупные траты, например, европейские автоконцерны уже несколько месяцев подряд фиксируют спад продаж. За последний год европейцы купили на 20% меньше новеньких автомобилей. В Украине все с точностью до наоборот: по данным ассоциации «Укравтопром», за последний год объемы продаж выросли на 21%. Примечательно, что сегодня в топ-10 по объемам продаж не бюджетные российские или китайские машинки, а более дорогие бренды — Toyota, Volkswagen, Renault, Skoda, Ford, Nissan. Первое место по объемам продаж уверенно удерживает недешевый «кореец» Hyundai, его земляк KIA уверенно закрепился на шестом — с годовым приростом сбыта на 82%. Остальные шесть позиций из топ-10 — «европейцы» и «японцы».

Еще два — «бюджетники» ЗАЗ и ВАЗ — соперничают за 3-е и 4-е места в рейтингах продаж. Годом ранее украинские авто боролись с российскими за первые места в рейтинге. Но ВАЗы за год потеряли почти треть продаж на украинском рынке и лишь на 200 машин отстали от отечественного ЗАЗа. Его годовой прирост продаж на 13,2% просто меркнет на фоне более дорогих и престижных Toyota (+122% за год), Volkswagen (+84%) или Renault (+62,2%).

В супермаркетах электронной и бытовой техники сейчас тоже горячий сезон. Сейчас куда больше покупателей, чем тех, кто пришел просто посмотреть, как было весной или в начале лета. Об этом красноречиво свидетельствуют очереди покупателей с ноутбуками, дорогими планшетами и телефонами в кассы. А заказать доставку на дом крупногабаритной бытовой техники вроде плазменного телевизора или холодильника «сегодня на сегодня» оказывается трудно. «Очень много заказов», — объясняют менеджеры покупателям. Здесь расчет прост. Если сегодня телевизор с двухметровой диагональю за $1,5 тыс. можно приобрести в магазине за 12 тыс. грн, то после того, как гривну отпустят в свободное плавание, тот же телевизор обойдется на 1—3 тыс. грн дороже — за счет курсовой разницы.

Еще более удручающая ситуация с ценами на импортные авто. Условно говоря, если сегодня автомобиль зарубежного производства стоит $20 тыс., то его цена в украинском автосалоне может немного превысить 160 тыс. грн. Если же после выборов национальную валюту все-таки отпустят в свободное плавание, то например, при курсе доллара 9,5 ценник на той же машине в салоне будет более впечатляющим — 190 тыс гривен.

Фактор риска второй. Возможность введения сбора при покупке валют — так государство хочет заработать на валютных спекулянтах и импортерах дополнительные 14 млрд грн в бюджет. Естественно, импортер автомобилей или дорогой бытовой техники, чтобы завезти эти товары в страну, должен будет купить валюту для оплаты товара. Соответственно, 3%-ный сбор «всплывет» на ценниках машин в автосалонах или телевизоров в магазине бытовой техники.

К тому же окончательно не решен вопрос с введением импортных пошлин на автомобили зарубежного производства. Если наше правительство примет решение пойти против правил Всемирной торговой организации ради защиты нескольких украинских «отверточных» производств, машины подорожают еще на 6,5—15%. Это предполагаемый размер пошлины, которая будет зависеть от объема двигателя.

Таким образом, если купить импортную машину уже сейчас, не придется переплачивать за нее зимой или весной следующего года. Несложно подсчитать возможные потери. На 15% (в лучшем случае) подорожает автомобиль в случае девальвации гривны. К этому добавляем 3%-ный валютный сбор — уже 18%. Если государство будет решительно настроено защищать отечественный автопром ценой конфликта с ВТО, прибавляем к сегодняшнему ценнику в автосалоне и пошлину 25—33%, в зависимости от количества «кубиков» в сердце облюбованного транспортного средства.

Банкиры признают, что в последнее время вырос спрос на кредиты для покупки автомобилей и дорогой бытовой техники, что позволило финансовым учреждениям даже немного повысить проценты, за кредиты. Те, кто успел собрать хотя бы половину или почти всю сумму на облюбованную покупку, решаются недостающую сумму взять кредит — чтобы потом не переплачивать из-за перепада курсов валют и налоговых аппетитов государства.

 

zvestia.com.ua