Пути совершенствования законодательства о трансфертном ценообразовании в Казахстане

Положения о трансфертном ценообразовании появились в налоговом законодательстве Казахстана в 1995 году. 5 января 2001 года вышел отдельный Закон Республики Казахстан «О государственном контроле при применении трансфертных цен», который в своем подходе существенно отличался от международной практики. Некоторым продвижением вперед явилось принятие Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года.

Вместе с тем, и данный закон в своей основе не в лучшую сторону отличается от практики трансфертного ценообразования применяемой большей частью развивающихся и развитых стран, что естественно влияет на ухудшение инвестиционного климата Казахстана и приводит к двойному налогообложению, которое тормозит развитие международной торговли.

Например, модельная конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) об устранении двойного налогообложения, также как и модельная конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), на базе которых созданы почти все налоговые конвенции в мире, предусматривают контроль за трансфертными ценами только по операциям между связанными сторонами, т.е. родственными компаниями.

ООН недавно разработала проект практического руководства по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран, где основным моментом является применение принципа «вытянутой руки», который заключается в определении рыночных цен между связанными компаниями путем их сравнения с рыночными ценами между независимыми компаниями в аналогичных экономических условиях. При этом порядок применение данного принципа исключает ценовой контроль за операциями между независимыми компаниями.

Так, согласно данному практическому руководству трансфертное ценообразование это определение основных условий ценообразования в международной торговле и других международных сделках между связанными сторонами.

Такой же подход предусмотрен и в рекомендациях ОЭСР по трансфертному ценообразованию, на базе которых сформировалась международная практика по этому вопросу.

Согласно данной практике цены между независимыми компаниями определяются рыночными факторами и поэтому всегда являются рыночными, в связи с чем контроль за операциями между независимыми компаниями не должен осуществляться.

В то же время действующий казахстанский Закон «О трансфертном ценообразовании» в определении понятия «трансфертная цена» заложил право осуществления контроля за сделками между независимыми сторонами, что идет в противоречие с принципом «вытянутой руки». Кроме того определение связанности сторон в этом законе существенно отличается от международной практики, что фактически приводит к тому, что сделки между независимыми сторонами, рассматриваются как сделки между связанными сторонами.

Практическое руководство ООН, также как и ОЭСР предусматривают положения по запрету использования секретной информации, а также информации недоступной для налогоплательщиков со стороны налоговых органов при определении трансфертных цен. Такие же положения и Российская Федерация включила в раздел трансфертного ценообразования своего Налогового Кодекса.

Так, согласно этих положений не допускается использование налоговыми органами информации, составляющей налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен для налогоплательщиков при определении трансфертных цен.

В казахстанском же Законе «О трансфертном ценообразовании» отсутствуют такие положения, что дает право налоговым органам использовать недоступную для налогоплательщиков информацию при определении трансфертных цен, что приводит к несправедливым доначислениям налогов, а также многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В международной практике изменение трансфертной цены в одной стране подразумевает соответствующие изменения цены в другой. Этим исключается двойное налогообложение международных сделок.

В то же время, корректировка цен в Казахстане никогда не сопровождается корректировкой цен в другой стране международной сделки, что создает двойное налогообложение. Это влияет на инвестиционный климат Казахстана и приводит к созданию двойного налогообложения, что препятствует международной торговле.

Казахстан заключил конвенции по устранению двойного налогообложения с 42 странами мира, которые, как и другие международные соглашения, имеют приоритет над внутренним законодательством. Однако эти конвенции в части трансфертного ценообразования не работают, потому что в казахстанском законе о трансфертном ценообразовании не заложены процедуры по их применению, и налоговые органы не согласовали процедуры по последующей корректировке цен с налоговыми органами стран, с которыми Казахстан заключил конвенции.

Различия в применении казахстанских положений по трансфертному ценообразованию от международной практики имеются также в определении сопоставимости цен, котировального периода, порядка применения методов трансфертного ценообразования и многих других факторах.

Общеизвестно, что страны не могут успешно развиваться в отрыве от мировой экономики и международных стандартов. Поэтому Казахстан применяет международные стандарты в различных отраслях экономики.

Многие инвесторы надеются, что казахстанские государственные органы осознают, что пришла очередь перевода на международные стандарты и законодательства по трансфертному ценообразованию.

Алмас Накипов

Вице-Президент Палаты Налоговых Консультантов Республики Казахстан

Бизнесмены предлагают распечатать «нефтяную кубышку»

В среду на съезде национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» со стороны ее руководства прозвучало предложение о выделении средств из Национального фонда для кредитования малого и среднего бизнеса Continue Reading