Таможне нужна «перезагрузка»

Новый глава Комитета таможенного контроля Мажит Есенбаев предлагает своим подчиненным пересмотреть подходы к работе.

И вместо того, чтобы мытарить проверками весь бизнес, разработать систему управления рисками по примеру налоговиков, чтобы сконцентрироваться на контроле за недобросовестными импортерами. По его мнению, главная гордость таможенников – перевыполнение планов по сбору таможенных платежей – если сравнивать ее с ростом внешнеторгового оборота, не дает поводов фискальному ведомству гордиться собой.

Коллегия таможенного комитета началась с критики от нового начальника. Мажит Есенбаев в первую очередь раскритиковал сборы таможенных платежей. «Сегодня было доложено, что наш комитет выполнил прогнозные, данные с превышением планового показателя на три процента, но, в то же время, по данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот республики за весь 2011 год вырос более чем на 40 процентов», – сказал он. И посоветовал подчиненным сравнить эти две цифры.

По его мнению, такое отставание роста собираемости от роста внешнеторгового оборота свидетельствует, что таможенная служба недостаточно использует свои фискальные и правоохранительные функции. «Она должна была разработать механизм защиты от «серых» теневых схем недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и представить достоверную статистику. А также, применив всю мощь правового воздействия, не допустить контрабанды товаров, – подчеркнул глава КТК. – При этом статистика возбуждения уголовных дел по контрабанде ничтожная, несмотря на то, что это одна из основных правоохранительных функций Таможенного комитета».

Одновременно Есенбаев отметил, что до сих пор не решена проблема несоответствия данных казахстанских таможенников по импорту товаров из КНР и данных китайских таможенных органов по импорту в Казахстан. «Уже несколько лет существует огромная разница статистики по экспорту товаров из Китая с импортными данными Казахстана, которая исчисляется миллиардными суммами. По импорту-экспорту из других стран также имеются свои проблемы», – подчеркнул он.
И все же главные недостатки работы таможенников лежат в плоскости их отношений с бизнесом, как с отечественным, так и с иностранным, считает вице-премьер Кайрат Келимбетов, поручивший таможенникам пересмотреть процедуры таможенного оформления с целью их упрощения.

«Сегодня для осуществления экспортно-импортной операции предпринимателю необходимо взаимодействие с 15 государственными органами, а по некоторым, проходя несколько операций и предоставляя до 40 документов. Понятно, что здесь без содействия со стороны других госорганов не обойтись, я жду от Минфина конкретных предложений», – сказал Келимбетов на коллегии КТК. Он также поручил таможенным органам проработать вопрос электронного обмена информацией с другими госорганами и «выработать наиболее оптимальный для бизнеса формат электронной таможни».

По словам Келимбетова, конечной целью преобразований является максимальное упрощение механизма получения разрешительных документов для бизнеса и минимизация человеческого фактора. По его оценке, в настоящее время сложившаяся в сфере таможенного оформления ситуация «достаточно сложная». «Это результат слабой системной работы по всем направлениям, начиная с принятия документов по участникам ВЭД до проведения посттаможенной проверки. Рейтинг легкости ведения бизнеса 2011 – тому подтверждение. По категории «международная торговля» мы находимся на 181-м месте из 182. Если для прохождения процедуры экспорта в странах Европы необходимо 27 дней, то у нас требуется 81 день», – отметил вице-премьер.

Кроме того, по его словам, необходимо провести детальный анализ бизнес-процессов, связанных с перемещением, декларированием и очисткой товаров при посттаможенном контроле, так как «отсутствие четких стандартов затрудняет этот процесс и делает его непрозрачным». В ответ Мажит Есенбаев признал, что больше всего нареканий у казахстанских участников внешнеэкономической деятельности вызывает таможенное администрирование. «Этих жалоб – огромное количество», – сказал он. И попытался «систематизировать» наиболее распространенные из них. Так, из-за ужесточения по предоставлению разрешительных документов на границах при транзитных процедурах происходит простой грузов, при определении таможенной стоимости дополнительные проверки назначают практически на каждую поставку товаров. Кроме прямых нормативно-правовых актов, прошедших экспертизу, существуют внутренние приказы и указания комитета, разъясняющие прямые нормы законодательства, исполнение которых приводит к дополнительным издержкам бизнеса.

Наконец, по его словам, некоторые руководители территориальных департаментов свою некомпетентность в принятии решений прикрывают приказами из центра. «Таких примеров немало», — заявил глава КТК. По его словам, согласно законодательству число требуемых документов таможенного оформления сокращено до минимума. «А на деле мои коллеги на местах требуют порядка 15-20 различных документов – это зависит от их фантазии». В результате затраты на логистику и таможенное оформление растут и приводят к неуправляемому росту цен.

Поэтому глава КТК считает необходимым провести экспертизу действующих приказов комитета в целях оптимизации и исключения косвенного влияния на деятельность бизнеса. «Необходимо также проводить анализ товарных потоков, определить сезонность перемещения товаров, имеющих важное стратегическое и социально-экономическое значение, — добавил глава КТК. — Мы знаем, что когда наступает весенний период времени, вопросы плодоовощной продукции, ее ввоза обостряются серьезно, и в это время у нас начинается ужесточение именно по проверкам данных грузов – мы против кого работаем?», — возмутился он. И предложил найти меры упрощения таможенного контроля без ущерба для экономической безо-пасности государства на примере определенной группы товаров.

Кроме того, он предлагает пересмотреть подход к плановым проверкам при посттаможенном контроле. «Я сам фискал, раньше работал в налоговой службе и знаю, что такое плановые проверки и как к ним готовятся не только налоговики, но и предприниматели, и что в итоге этого происходит. Поэтому надо больше заниматься системным анализом и на его основе выявлять, где есть признаки нарушения, и потом определяться с расследованиями, — пояснил Есенбаев. — Для этого внести, если надо, изменения в Таможенный кодекс, провести анализ всех проведенных проверок и подготовить предложения, работа таможенных органов должна быть построена на системном анализе и оценке рисков».

Он считает, что следует провести «категорирование предприятий по уровню рисков – для поощрения законопослушных участников ВЭД с предоставлением упрощенных форм таможенного контроля». «Нам надо не только заниматься вопросами фискальных проблем, но и предлагать госорганам, где возможны лучшие оптимальные пути для того, чтобы можно было с меньшими издержками провозить товары. И если мы будем ужесточать и будем заниматься вот такой коррупцией, которая на сегодня, к сожалению, есть, то все грузы уйдут через другую границу. И будут нас обходить», — заключил Есенбаев.

Игорь Воротной

www.izvestia.kz