Реальный бюджет для реальных дел

Вчера на расширенном собрании фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента обсуждались два важных вопроса: проект Закона РК о республиканском бюджете на 2013–2015 годы и финансовое обеспечение социальных обязательств предвыборной платформы партии «Казахстан. Цели 2017. Национальный план действий». 

Приоритет – благосостояние населения 

Состоялось собрание в Центральном аппарате партии «Нур Отан» под председательством спикера Мажилиса Парламента, руководителя парламентской фракции «Нур Отана» Нурлана Нигматулина. Конструктивное обсуждение главного финансового документа страны прошло с участием Премьер-Министра РК Серика Ахметова, первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Бакытжана Сагинтаева, депутатов Парламента, членов Правительства, представителей Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра.

Нужно отметить, что и в кулуарах собрания, и во время обсуждения, и в своих основных докладах выступающие основное внимание уделили социальной составляющей законопроекта. 

– Лидер нации Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана 2012 года и в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» дал важные поручения по дальнейшему улучшению жизни казахстанцев в соответствии с требованиями времени, – отметил, открывая расширенное собрание, Н. Нигматулин. 

А эти вопросы напрямую связаны с финансированием. В то же время Глава государства особо отмечает, что сегодня важны не просто «бездонные» финансовые вливания в социальную сферу, нужны конкретные меры, и в первую очередь законодательного характера. Поэтому Мажилис Парламента, в том числе фракция партии «Нур Отан» сейчас активно занимаются выполнением задач по обновлению социального законодательства, подчеркнул Н. Нигматулин. 

О работе Правительства и достигнутых результатах подробно рассказал Премьер-Министр Серик Ахметов. Он начал свой доклад с рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, в котором Казахстан занял 51-е место среди 144 стран мира. 

И это значительное достижение. Несмот­ря на еврокризис, поступательное развитие нашей республики «в тонусе», ВВП с начала года вырос на 5,6%, сохраняется макро­экономическая и финансовая стабильность, инфляция за 9 месяцев составила 3,9% (против 6,2% в 2011-м), международные резервы – 83,8 млрд. долларов. 

– Этот накопленный финансовый потенциал будет обеспечивать стабильное развитие экономики, – отметил Премьер. 

Доходы казахстанцев уже повысились – средняя зарплата с начала года по июль увеличилась на 11,7%, уровень безработицы снижен до 5,2%. 

Кабмином подготовлен прогноз социально-экономического развития страны на 2013–2017 годы и проект республиканского бюджета на 2013–2015 годы. Определены основные направления работы. 

Первая задача – это обеспечение макроэкономической стабильности за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Для этого будет проводиться контрциклическая макроэкономическая политика с целью минимизации рисков при возможных вариантах развития экономики. 

– Для удержания инфляции в запланированном коридоре будет продолжена реализация комплекса мер по обеспечению стабильности цен на внутреннем рынке, – подчеркнул глава Кабмина. 

Налоговая политика в среднесрочном периоде будет направлена на стимулирование развития несырьевого сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного и бизнес-климата, поддержание конкурентоспособности отечественных производств. Также с учетом обращений граждан и представителей бизнеса разработаны поправки в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения. 

Второе направление – масштабная модернизация и диверсификация экономики, защита конкуренции и улучшение бизнес-климата в стране. В настоящее время Правительством активно ведется работа по актуализации ГП ФИИР. Начнется реализация таких крупных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, как строительство первого модуля Балхашской ТЭС, газопровода Бейнеу – Бозой – Акбулак. 

Будет проводиться и активная инвестиционная политика. Особый упор делается на использование возможностей углубления интеграционных процессов в рамках ЕЭП и Таможенного союза. В данном направлении Правительством уже проводится системная работа по улучшению бизнес-климата и максимальному сокращению адмбарьеров. В июле текущего года принят закон, который позволил сократить все виды лицензий и разрешений почти на 30%, обратил внимание С. Ахметов. Также утверждена концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы, а с апреля лицензии выдаются в электронном формате.

– Для исполнения поручения Главы государства разработаны основные подходы к комплексной Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, – сказал Премьер. 

С. Ахметов рассказал об успехах «Дорожной карты бизнеса-2020», в рамках которой уже одобрено к субсидированию более 2 тыс. проектов, подведена инженерная инфраструктура для 335 предприятий. 

Приняты дополнения в программу «Дорожная карта бизнеса-2020», с учетом которых впервые предоставляются гранты для начинающих предпринимателей до 3 млн. тенге, субсидируются лизинговые сделки, реализуется новая система гарантирования кредитов. 

Программы действий 

Другой приоритет работы Правительства – социальная модернизация в соответствии с направлениями, обозначенными Главой государства в статье «Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда». 

– Наша общая задача – обеспечение социального единства и стабильности, – сказал глава Кабмина. – Это предполагает равенство возможностей при быстром развитии экономики и ее формирование с высоким уровнем продуктивной занятости.

В этом направлении работает программа «Занятость-2020», в сфере здравоохранения основной упор будет сделан на повышение качества медицинских услуг, расширение предоставляемой медицинской помощи.

Большие достижения – в образовании. Сегодня успешно развивается Назарбаев Университет – абсолютно новый проект мирового уровня, ориентированный на трансферт трех важнейших составляющих – образования, науки и инноваций. При этом поставлена задача по последовательному распространению и внедрению этой модели на всю систему высшего образования Казахстана.

В целом на реализацию поручений Главы государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в республиканском бюджете на 2013 год предусмотрено 379,4 млрд. тенге.

Новое направление получит развитие жилищного строительства в рамках программы «Доступное жилье-2020», также будет продолжена реализация программ модернизации ЖКХ, «Ак Булак».

В частности, в рамках Программы модернизации ЖКХ к концу 2012 года планируется провести модернизацию коммунальных сетей общей протяженностью около одной тысячи километров. По «Ак Булаку» до конца 2012 года планируется довести доступ населения к централизованному водоснабжению в городах до 84%, в сельской местности – до 43%. «Целевые трансферты перечислены регионам в полном объеме. Теперь исполнение плана зависит от работы акиматов», – конкретизировал С. Ахметов. 

В целом на реализацию мероприятий по улучшению жизни населения (программ «Доступное жилье-2020», модернизации ЖКХ, «Ак Булак») на 2013 год предусмот­рено 287,7 млрд. тенге.

Сильные регионы – основа экономической и социальной модернизации Казах­стана, уверены в Правительстве. Координация мер по решению актуальных проблем моногородов будет осуществлена через программу их развития на 2012–2020 годы. На ее реализацию уже в 2013 году предусмотрено 34,1 млрд. тенге. 

Акиматами областей совместно с Правительством завершается работа по принятию комплексных планов развития каждого моногорода на долгосрочный период. В следующем году будут приняты комплекс­ные планы развития малых городов (41), не попавших в перечень моногородов. 

Одно из новых направлений работы Правительства по формированию центров экономического роста – развитие агломераций. Системная работа в данном направлении позволит сформировать долгосрочные полюса подъема страны. 

Не менее важно и следующее направление – модернизация системы государственного управления и повышение качества оказания госуслуг. Ориентир здесь – на развитие «электронного правительства», упрощение административных процедур, повышение конкурентоспособности страны.

С целью формирования высокоэффективного государственного аппарата разрабатываются Концепция модернизации системы госуправления и закон «О государственных услугах». 

Принципы реализации

– Необходимо отметить, что подходы и принципы, которыми руководствовалось Правительство при разработке трехлетнего бюджета, остались неизменными, – подчеркнул Премьер-Министр. – Его проект на 2013–2015 годы сформирован на основе прогнозируемой экономической ситуации в стране и мире. 

С учетом этого упор делается на реализации задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана. При этом в проекте РБ на 2013–2015 годы запланировано увеличение объема расходов с 6,2 трлн. тенге в 2013 году до 7,1 трлн. тенге в 2015 году.

Причем параметры трехлетнего бюджета полностью отвечают условиям развития и задачам социально-экономической политики на среднесрочный период, подчерк­нул С. Ахметов.

Несмотря на заложенные при разработке бюджета достаточно жесткие ограничения, его приоритеты и направленность остаются неизменными – повышение занятости, улучшение условий жизни и обеспечение населения доступным жильем, качественный рост человеческого капитала, региональное, индустриально-инновационное развитие, поддержка бизнеса, укрепление обороноспособности, национальной безопасности, правопорядка и мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нельзя забывать и о складывающейся экономической ситуации в мире. Нефтяные доходы будут использоваться в объеме гарантированного трансферта со сбережением остальной части в Национальном фонде. В результате доля гарантированного трансферта в общем объеме прогнозируемых поступлений снизится с 25,5% в 2013 году до 18,6% в 2015-м. И финансирование расходов будет осуществляться в основном за счет ненефтяных доходов.

Необходимо также обеспечить недопущение значительного увеличения долговой нагрузки на Правительство. При сохранении благоприятных условий развития для поддержания государственного долга на умеренном уровне планируется снижение дефицита с 2,1% к ВВП в 2013 году до 1,5% к ВВП в 2015-м. Снижение дефицита и ограниченное использование нефтяных доходов будет способствовать уменьшению ненефтяного дефицита бюджета по прог­нозам до 3,9% к ВВП в 2015 году. 

– Подчеркиваю, что предлагаемый вашему вниманию проект республиканского бюджета на 2013–2015 годы является сдержанным и учитывает риски в мировой экономике, – сказал в заключение своего выступления Серик Ахметов. – Поэтому мы надеемся на взаимопонимание и поддержку фракции партии «Нур Отан». Мы предлагаем вам поддержать реальный бюджет, реальный прогноз для воплощения реальных дел! 

Финансовое подспорье 

Залогом успешной реализации основных статей бюджета, который народные избранники назвали социально ориентированным, можно считать рост макроэкономических показателей основных сфер дея­тельности и развитие финансового рынка страны. О перспективах валютного фонда участникам заседания доложил глава Национального банка РК Григорий Марченко.

По его словам, по итогам сентября 2012 года инфляция сложилась на уровне 5%. В прошлом году показатель соответствующего периода находился на отметке 7,4%. Несмотря на впечатляющие результаты (нынешний уровень инфляции исторически самый низкий с 1999 года), Нацбанк совместно с Правительством и местными исполнительными органами уделяет большое внимание антиинфляционной политике. Достижение общей цели – удержание инфляции в коридоре 6–8% – обеспечивается соответствующими мерами денежно-кредитной политики.

Экспорт товаров за первое полугодие 2012 года вырос на 10,9% и составил 47,1 млрд. долларов. Импорт за это же время превысил 21,8 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18%. По итогам 9 месяцев ситуация на валютном рынке остается стабильной. Курс тенге в нынешнем году колебался на уровне 147,5–150,2 за доллар США, номинальное ослабление тенге по отношению к доллару составило в целом один процент. 

– С начала года на пополнение активов нацфонда мы направили более 2,2 млрд. долларов. На конец сентября международные резервы страны составили 85,5 млрд. долларов, что на 17,2% больше, чем в декабре 2011 года, в том числе золотовалютные активы самого Нацбанка составляют около 30 млрд. долларов. Обменный курс тенге остается стабильным, несмотря на события, происходящие в мировой экономике. В Казахстане есть достаточный потенциал для обеспечения устойчивости национальной валюты в дальнейшем и создания благоприятной конкурентоспособной среды для отечественных товаропроизводителей, – подчеркнул Григорий Марченко. 

Приходится констатировать, что ситуация в мировой экономике характеризуется усилением кризисных явлений в еврозоне, а также ухудшением условий на финансовых рынках, сокращением производства и ростом безработицы. Однако, как отметил министр экономического развития и торговли РК Ерболат Досаев, несмотря на негативное влияние внешних факторов, ВВП Казах­стана за шесть месяцев 2012 года вырос на 5,6%, что, правда, несколько ниже прогнозируемого уровня в 6%. Тем не менее по росту экономики наша страна опережает Россию (4%), Украину (3%) и Беларусь (2,9%). 

Естественно, что в последующие 2013–2017 годы темпы роста экономики будут зависеть от продолжительности кризисных явлений и эффективности принимаемых программ развития. Базовый сценарий прогноза среднегодового роста мировой экономики предполагает 3,9%. Прогнозируется, что номинальный ВВП вырастет с 36,6 трлн. тенге в 2013 году до 65,3 трлн. тенге в 2017-м. 

По словам министра, рост экономики будет опираться в основном на увеличение внутреннего спроса. Ставка также делается на возрастающие инвестиции в индустриальные проекты. Объем добычи нефти, по прогнозам Министерства нефти и газа, в 2013 году составит 82 млн. тонн с последующим увеличением до 102 млн. тонн в 2017 году. Общий объем поступлений в республиканский бюджет прогнозируется с ростом с 5 трлн. 415 млрд. тенге в 2013 году до 6 трлн. 388 млрд. тенге в 2015 году. 

Министр финансов Болат Жамишев отметил, что проект бюджета в полной мере позволяет обеспечить реализацию главных приоритетов. В первую очередь это социальная сфера. Документ в полной мере социально направленный, в котором доля соцрасходов на 2013 год составляет 39% к общим расходам (2,4 трлн. тенге). В 2014 году эта цифра составит 40,1%, в 2015-м – 39,7%. 

Глава Минфина в своем докладе также подробно остановился на средствах, преду­смотренных для реализации государственных и отраслевых программ. 

Далее собрание перешло в формат «вопросы – ответы». Мажилисменов прежде всего волновали аспекты социального обеспечения малообеспеченных граждан, развития основных отраслей экономики, в частности АПК. 

Формирование и утверждение главного финансового документа страны, по мнению партийцев, своей главной целью должно преследовать повышение уровня благосостояния населения. Этот тезис и является основой предвыборной платформы народно-демократической партии «Нур Отан». 

– Бюджет нового формата создаст условия для выполнения широкомасштабных задач, которые стоят сегодня перед Правительством и Парламентом, – подытожил выступления своих единомышленников первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Бакытжан Сагинтаев. – Рост благосостояния наших соотечественников, ускоренная социальная модернизация, повышение конкурентоспособности экономики страны – ключевые аспекты партийной платформы. А для того чтобы выделяемые государством средства были потрачены по назначению, «Нур Отан» намерен ввести постоянный контроль. Каждый тенге из бюджета должен использоваться целенаправленно. На это всегда обращает внимание Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев. 

В целом участники расширенного собрания парламентской фракции «Нур Отана» выразили уверенность, что подобный формат работы, когда Правительство, Парламент и партия совместно рассматривают стратегически важные для страны документы, позволяет скоординировать действия и работать сообща.

www.kazpravda.kz

Марьям ТУРЕЖАНОВА,

Юлия ПОЛОНСКАЯ