Налоговый кодекс 2014г. Глава №43.html

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел 11. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Глава 43. БОНУСЫ

Статья 310. Основные принципы ведения раздельного налогового учета по контрактам на недропользование


1. Недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налогового обязательства по контрактной деятельности в разрезе каждого контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебетного и выработанного месторождения (группы месторождений при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений в рамках одного контракта), определенного пунктом 4 статьи 307 настоящего Кодекса.

2. Для целей настоящей статьи следующие термины означают:

1) прямые доходы и расходы - доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, включая доходы и расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с конкретным контрактом на недропользование или внеконтрактной деятельностью;

2) косвенные доходы и расходы - доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с несколькими контрактами на недропользование и подлежат распределению только между такими контрактами на недропользование;

3) общие доходы и расходы - доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, включая доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые связаны с осуществлением контрактной и внеконтрактной деятельности и не имеют прямой причинно-следственной связи с конкретным контрактом на недропользование и (или) внеконтрактной деятельностью и требуют распределения между ними;

4) общие фиксированные активы - фиксированные активы, которые связаны с осуществлением контрактной и внеконтрактной деятельности и в силу специфики их использования не имеют прямой причинно-следственной связи с конкретным контрактом на недропользование и (или) внеконтрактной деятельностью;

5) косвенные фиксированные активы - фиксированные активы, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь только с контрактами на недропользование;

6) производственная себестоимость добычи и первичной переработки (обогащения) - затраты на производство, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, непосредственно связанные с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и их первичной переработкой (обогащением), за исключением затрат по хранению, транспортировке, реализации полезных ископаемых, общеадминистративных и прочих затрат, не связанных непосредственно с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и их первичной переработкой (обогащением).

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

3. Раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, ведется недропользователем на основании данных учетной документации в соответствии с утвержденной налоговой учетной политикой и с учетом положений, установленных настоящей статьей.

Порядок ведения раздельного налогового учета разрабатывается недропользователем самостоятельно и утверждается в налоговой учетной политике (разделе учетной политики).

Копия впервые утвержденной налоговой учетной политики (раздела учетной политики) представляется недропользователем в налоговый орган по месту своего нахождения в срок, установленный настоящим Кодексом для представления декларации по корпоративному подходному налогу.

Изменения и дополнения в налоговую учетную политику (раздел учетной политики) или новый вариант налоговой учетной политики (раздела учетной политики) представляются недропользователем в налоговый орган по месту своего нахождения в течение десяти рабочих дней после их утверждения.

Положения настоящего пункта применяются также в отношении уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), ответственного за ведение сводного налогового учета в соответствии с пунктом 5 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. По контрактной деятельности раздельный налоговый учет ведется по следующим налогам и другим обязательным платежам в бюджет:

1) корпоративному подоходному налогу;

2) подписному бонусу;

3) бонусу коммерческого обнаружения;

4) налогу на добычу полезных ископаемых;

5) налогу на сверхприбыль;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

6) иным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, которые исчисляются в порядке, отличном от установленного настоящим Кодексом, на основании налогового режима контрактов на недропользование, определенных пунктом 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса.

5. При ведении раздельного налогового учета для исчисления налогового обязательства недропользователь обязан обеспечить:

1) отражение в налоговом учете объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, указанных в пункте 4 настоящей статьи, по каждому контракту на недропользование отдельно от внеконтрактной деятельности;

2) исчисление налогов и других обязательных платежей в бюджет, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, а также корпоративного подоходного налога - в целом по всей деятельности недропользователя;

3) представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, указанным в пункте 4 настоящей статьи, за исключением налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу, по каждому контракту на недропользование;

4) представление единой декларации по корпоративному подоходному налогу в целом по деятельности недропользователя и соответствующих приложений к ней по каждому контракту на недропользование;

5) представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, не указанным в пункте 4 настоящей статьи, - в целом по всей деятельности недропользователя.

6. При исчислении корпоративного подоходного налога в целом по деятельности недропользователя не учитываются убытки, понесенные по какому-либо конкретному контракту на недропользование, которые недропользователь имеет право компенсировать только за счет доходов, полученных от деятельности по такому контракту на недропользование, в последующие налоговые периоды с учетом положений статьи 137 настоящего Кодекса.

7. В целях ведения раздельного налогового учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, все доходы и расходы недропользователя распределяются на прямые, косвенные и общие.

Классификация доходов и расходов на прямые, косвенные и общие осуществляется недропользователем самостоятельно исходя из специфики деятельности.

Прямые доходы и расходы должны быть отнесены в полном объеме только к той контрактной или внеконтрактной деятельности, с которой они имеют прямую причинно-следственную связь.

Общие доходы и расходы подлежат распределению между контрактной и внеконтрактной деятельностью и в соответствующей доле относятся к доходам и расходам того контракта и внеконтрактной деятельности, с которыми они имеют причинно-следственную связь.

Косвенные доходы и расходы подлежат распределению только между контрактами на недропользование и в соответствующей доле относятся к доходам и расходам того контракта, с которым они имеют причинно-следственную связь.

Распределение общих и косвенных доходов и расходов осуществляется в соответствии с методами, установленными пунктом 9 настоящей статьи, и с учетом положений пункта 8 настоящей статьи.

8. По общим и косвенным фиксированным активам распределению между контрактом (контрактами) на недропользование и внеконтрактной деятельностью подлежат расходы, понесенные недропользователем по данным фиксированным активам, в том числе расходы по амортизации и последующие расходы.

По общим и косвенным расходам по вознаграждениям распределению подлежит общая сумма вычета по таким вознаграждениям, определенная в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.

Если курсовая разница не может быть отнесена по прямой причинно-следственной связи к контрактной и (или) внеконтрактной деятельности недропользователя, по курсовой разнице распределению подлежит полученный за налоговый период итоговый (сальдированный) результат в виде превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы или превышения отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы.

Налоги, подлежащие отнесению на вычеты по общим и косвенным объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, подлежат распределению в соответствии с методами, установленными пунктом 9 настоящей статьи, без соответствующего распределения самих объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.

9. Распределение общих и косвенных доходов и расходов для каждой контрактной деятельности производится недропользователем самостоятельно с учетом специфики деятельности или проведения операций по недропользованию на основании принятых недропользователем в налоговой учетной политике одного или нескольких методов ведения раздельного налогового учета, в том числе:

1) по удельному весу прямых доходов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме прямых доходов, полученных недропользователем за налоговый период;

2) по удельному весу объемов добычи полезных ископаемых по каждому конкретному контракту на недропользование в общем объеме добычи полезных ископаемых по всем контрактам на недропользование налогоплательщика;

3) по удельному весу прямых расходов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме прямых расходов, произведенных недропользователем за налоговый период;

4) по удельному весу расходов, понесенных по одной из следующих статей - прямые производственные расходы, фонд оплаты труда или стоимость фиксированных активов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме расходов по данной статье, произведенных недропользователем за налоговый период;

5) по удельному весу среднесписочной численности работников, участвующих в контрактной деятельности, к общей среднесписочной численности работников недропользователя;

6) иных методов.

В отношении разных видов общих и косвенных доходов и расходов могут применяться различные методы их распределения, установленные настоящим пунктом.

Для более точного распределения общих и (или) косвенных доходов и расходов значение удельного веса, полученное в результате применения одного из вышеуказанных методов, определяется недропользователем в процентах до одной сотой доли (0,01%).

В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (введено в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2011 г.) (см. стар. ред.)

10. Для целей ведения раздельного налогового учета при исчислении корпоративного подоходного налога недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование доход от реализации добытых нефти и (или) минерального сырья, прошедших только первичную переработку (обогащение), определяется исходя из цены их реализации с учетом соблюдения законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, но не ниже себестоимости добытых нефти, минерального сырья и (или) товарной продукции, полученной в результате первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае передачи добытых нефти и (или) минерального сырья, прошедших первичную переработку (обогащение), для последующей переработки другому юридическому лицу (без перехода права собственности) и (или) структурному или иному технологическому подразделению в рамках одного юридического лица или использования на собственные производственные нужды недропользователь определяет доход по такой операции по фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов.

При этом в совокупный годовой доход по внеконтрактной деятельности недропользователя относится сумма, равная положительной разнице между фактически полученным доходом от реализации продукции, полученной в результате такой последующей переработки, и суммой дохода, включаемого в совокупный годовой доход по контрактной деятельности недропользователя, исчисленной в соответствии с частью второй настоящего пункта.

Для целей настоящего раздела иным технологическим подразделением юридического лица признается шахта, рудник, карьер, дробильный завод (установка), обогатительная фабрика, перерабатывающий, производственный или металлургический цех (завод).

11. Положения настоящей статьи о ведении раздельного налогового учета для исчисления налогового обязательства, за исключением налогового обязательства по налогу на добычу полезных ископаемых, не распространяются на налоговое обязательство, возникающее по следующим видам контрактов на недропользование:

1) на разведку и (или) добычу общераспространенных полезных ископаемых;

2) на разведку и (или) добычу подземных вод;

3) на разведку и (или) добычу лечебных грязей;

4) на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей.

12. Операции и (или) результаты деятельности по контрактам на недропользование, указанным в пункте 11 настоящей статьи, являющиеся частью деятельности по контрактам на проведение нефтяных или горнорудных операций, подлежат отражению в налоговом учете по соответствующему нефтяному или горнорудному контракту на недропользование с учетом особенностей порядка ведения раздельного налогового учета недропользователя.

Статья 311. Общие положения


1. Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя.

2. В зависимости от вида и условий заключаемого контракта на недропользование для недропользователя могут быть установлены следующие виды бонусов:

1) подписной;

2) коммерческого обнаружения.

§ 1. Подписной бонус

Статья 312. Общие положения


Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории, а также при расширении контрактной территории в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 313 изложена в редакции Закона РК от 30.12.09 г. № 234-IV (действовала с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.)

Статья 313. Плательщики


Плательщиком подписного бонуса является физическое или юридическое лицо, ставшее победителем конкурса на получение права недропользования или получившее право недропользования на основе прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, а также заключившее в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, один из следующих контрактов на недропользование:

1) контракт на разведку;

2) контракт на добычу полезных ископаемых;

Статья дополнена подпунктом 3 в соответствии с Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV + (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.)

3) контракт на совмещенную разведку и добычу.

Положение подпункта 2) части первой настоящей статьи не распространяется на недропользователей, заключивших контракт на основании исключительного права на получение права на добычу в связи с коммерческим обнаружением в рамках контракта на разведку на соответствующей контрактной территории.

В статью 314 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV (действовали с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.)

Статья 314. Порядок установления размера подписного бонуса


1. Стартовый размер подписного бонуса устанавливается отдельно для каждого заключаемого контракта на недропользование в следующих размерах:

1) для контрактов на проведение геологической разведки территории, на которой отсутствуют утвержденные запасы полезных ископаемых:

для нефтяных контрактов - 2800-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

для контрактов на разведку минерального сырья, за исключением контрактов на разработку техногенных минеральных образований, - 280-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

для контрактов по общераспространенным полезным ископаемым, подземным водам и лечебным грязям - 40-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV + (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

2) для контрактов на добычу и на совмещенную разведку и добычу:

для нефтяных контрактов:

если запасы не утверждены, - 3000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

если запасы утверждены, - по формуле (С ? 0,04%) + (Сп ? 0,01%), но не менее 3000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, где:

С - стоимость суммарных запасов сырой нефти, газового конденсата или природного газа, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, по промышленным категориям А, В, С1;

Сп - суммарная стоимость предварительно оцененных запасов категории С2, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и (или) принятых к сведению в заключении указанной Комиссии, для оперативного подсчета запасов потенциально коммерческого объекта и прогнозных ресурсов категории С3;

для контрактов на добычу минерального сырья и на совмещенную разведку и добычу, за исключением контрактов на разработку техногенных минеральных образований:

если запасы не утверждены, - 500-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

если запасы утверждены, - по формуле (С ? 0,01%) + (Сп ? 0,005%), но не менее 500-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, где:

С - стоимость суммарных запасов минерального сырья, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, по промышленным категориям А, В, С1;

Сп - суммарная стоимость предварительно оцененных запасов минерального сырья категории С2, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и (или) принятых к сведению в заключении указанной Комиссии, для оперативного подсчета запасов потенциально коммерческого объекта и прогнозных ресурсов;

для контрактов на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи - по формуле (С ? 0,01%), но не менее 120-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.

При этом стартовый размер подписного бонуса для контрактов на добычу не может быть меньше суммы бонуса коммерческого обнаружения, исчисленного в соответствии со статьями 319-322 настоящего Кодекса, за исключением контрактов на добычу природного газа, указанного в подпункте 1-1) пункта 2 настоящей статьи;

3) для контрактов на переработку техногенных минеральных образований - по формуле (С1 ? 0,01%), но не менее 300-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

4) для контрактов на разведку недр для сброса сточных вод, а также строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, - 400-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.

2. Стоимость запасов полезных ископаемых определяется:

1) для сырой нефти, газового конденсата и природного газа, за исключением природного газа, указанного в подпункте 1-1) настоящего пункта, - исходя из среднеарифметического значения котировок цены сырой нефти, газового конденсата и природного газа в иностранной валюте в соответствии со статьей 334 настоящего Кодекса на день, предшествующий дню опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, с применением рыночного курса обмена тенге к соответствующей иностранной валюте, установленного на дату уплаты подписного бонуса. При этом для определения стоимости запасов сырой нефти и газового конденсата, утвержденных уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан, используется среднеарифметическое значение котировок цены стандартного сорта сырой нефти, указанного в пункте 3 статьи 334 настоящего Кодекса, значение которых на указанную дату является максимальным;

1-1) для природного газа по контракту на недропользование, которым предусмотрены обязательства недропользователя о минимальном объеме поставки добытого природного газа на внутренний рынок Республики Казахстан по цене, определяемой Правительством Республики Казахстан, - по следующей формуле:

С = V1 * Ц1 + V2 * Ц2, где:

V1 - объем запасов природного газа, утвержденного Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, по промышленным категориям А, В, С1, подлежащего реализации на внутреннем рынке Республики Казахстан;

V2 - объем запасов природного газа, утвержденного Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, по промышленным категориям А, В, С1, за исключением V1;

Ц1 - цена, определяемая Правительством Республики Казахстан;

Ц2 - среднеарифметическое значение котировок цены природного газа, определяемое в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

СП = V1 * Ц1 + V2 * Ц2, где:

V1 - объем запасов природного газа категории С2, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и (или) принятых к сведению в заключении указанной Комиссии, для оперативного подсчета запасов потенциально коммерческого объекта и прогнозных ресурсов категории С3, подлежащих реализации на внутреннем рынке Республики Казахстан;

V2 - объем запасов природного газа категории С2, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и (или) принятых к сведению в заключении указанной Комиссии, для оперативного подсчета запасов потенциально коммерческого объекта и прогнозных ресурсов категории С3, за исключением V1;

Ц1 - цена, определяемая Правительством Республики Казахстан;

Ц2 - среднеарифметическое значение котировок цены природного газа, определяемое в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

2) для полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 статьи 338 настоящего Кодекса, - исходя из среднеарифметического значения котировок цены полезного ископаемого в иностранной валюте в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса на день, предшествующий дню опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, с применением рыночного курса обмена тенге к соответствующей иностранной валюте, установленного на дату уплаты подписного бонуса.

В случае, когда за день, предшествующий дню опубликования условий конкурса или подписания протокола прямых переговоров, не опубликованы официальные котировки цен на соответствующие виды полезных ископаемых, используются официальные котировки цен последнего дня, за который ранее были опубликованы такие котировки цен.

В случае, если на полезные ископаемые не установлена биржевая цена, стартовый размер подписного бонуса для контрактов на добычу соответствующих видов полезных ископаемых устанавливается в минимальных размерах, установленных подпунктами 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи.

3. Стартовый размер подписного бонуса до проведения конкурса на получение права недропользования может быть увеличен по решению конкурсной комиссии компетентного органа.

4. Окончательный размер подписного бонуса в сумме не ниже стартового устанавливается решением конкурсной комиссии по результатам проведенного конкурса на получение права недропользования или компетентным органом по результатам проведения прямых переговоров с недропользователем и включается в контракт на недропользование.

Статья дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введено в действие с 1 января 2014 г.)

5. При расширении контрактной территории размер подписного бонуса определяется в следующем порядке:

1) если на расширяемой контрактной территории утверждены запасы полезных ископаемых - в зависимости от вида полезного ископаемого в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи в отношении объемов таких запасов;

2) если на расширяемой контрактной территории не утверждены запасы полезных ископаемых - как произведение коэффициента расширения контрактной территории и первоначальной суммы подписного бонуса по данному контракту. Коэффициент расширения контрактной территории определяется компетентным органом или соответствующим местным исполнительным органом, осуществляющим предоставление права недропользования, как отношение размера площади, на которую расширяется контрактная территория, к первоначальному размеру площади контрактной территории.

При этом в случае, если значение коэффициента расширения контрактной территории превышает 0,1, независимо от количества случаев ее расширения, к размеру подписного бонуса, приходящемуся на такое превышение, применяется коэффициент 3.

Статья 315. Сроки уплаты подписного бонуса


1. Если иное не установлено настоящей статьей, подписной бонус уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика в следующие сроки:

1) пятьдесят процентов от установленной суммы - в течение тридцати календарных дней с даты объявления налогоплательщика победителем конкурса или подписания протокола прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

2) пятьдесят процентов от установленной суммы - не позднее тридцати календарных дней с даты вступления в силу контракта на недропользование.

2. При расширении контрактной территории подписной бонус уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика в течение тридцати календарных дней с даты внесения изменений в контракт на недропользование о таком расширении в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. При получении письменного разрешения на право недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог общего пользования, железных дорог и гидросооружений, подписной бонус уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика в течение тридцати календарных дней с даты получения такого разрешения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.

Статья 316. Налоговая декларация


Декларация по подписному бонусу представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения до 15 числа второго месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

§ 2. Бонус коммерческого обнаружения

Статья 317. Общие положения


1. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем в рамках контрактов на добычу полезных ископаемых и (или) на совмещенную разведку и добычу за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых на контрактной территории, в том числе за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождений.

2. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающим последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не уплачивается.

Статья 318. Плательщики


Плательщиками бонуса коммерческого обнаружения являются недропользователи, объявившие о коммерческом обнаружении полезных ископаемых на контрактной территории при проведении операций по недропользованию в рамках заключенных контрактов на недропользование.

Статья 319. Объект обложения


1. Объектом обложения бонусом коммерческого обнаружения является физический объем запасов полезных ископаемых, который утвержден уполномоченным для этих целей государственным органом на данной контрактной территории.

2. По контрактам на добычу полезных ископаемых, заключенным в период с 1 января 2009 года в рамках исключительного права на получение права недропользования на добычу в связи с коммерческим обнаружением на основании контракта на разведку, объект обложения определяется при каждом коммерческом обнаружении:

1) ранее объявленном данным недропользователем на соответствующей контрактной территории в рамках контракта на разведку;

2) в ходе проведения дополнительной разведки месторождения как положительная разница между физическим объемом утверждаемых запасов полезных ископаемых и предыдущим утвержденным физическим объемом запасов полезных ископаемых, по которым уплачен бонус коммерческого обнаружения.

3. По контрактам на добычу полезных ископаемых, заключенным в период с 1 января 2009 года, по которым на момент их заключения запасы полезных ископаемых числятся на государственном балансе и подтверждены экспертным заключением уполномоченного для этих целей государственного органа, объект обложения определяется при каждом коммерческом обнаружении:

1) в ходе проведения дополнительной разведки месторождения как положительная разница между физическим объемом утверждаемых запасов полезных ископаемых и физическим объемом запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе и подтвержденных экспертным заключением уполномоченного для этих целей государственного органа на момент заключения такого контракта;

2) в ходе проведения дополнительной разведки месторождения как положительная разница между физическим объемом утверждаемых запасов полезных ископаемых и предыдущим утвержденным физическим объемом запасов полезных ископаемых, по которым уплачен бонус коммерческого обнаружения в соответствии с настоящим Кодексом.

4. По контрактам на добычу полезных ископаемых, заключенным в период до 1 января 2009 года, по которым на момент их заключения запасы полезных ископаемых числятся на государственном балансе и подтверждены экспертным заключением уполномоченного для этих целей государственного органа, объект обложения определяется при каждом коммерческом обнаружении:

1) в ходе проведения дополнительной разведки месторождения как положительная разница между физическим объемом утверждаемых запасов полезных ископаемых и физическим объемом запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе и подтвержденных экспертным заключением уполномоченного для этих целей государственного органа по состоянию на 1 января 2009 года;

2) в ходе проведения дополнительной разведки месторождения как положительная разница между физическим объемом утверждаемых запасов полезных ископаемых и предыдущим утвержденным физическим объемом запасов полезных ископаемых, по которым уплачен бонус коммерческого обнаружения в соответствии с настоящим Кодексом.

5. По контрактам на совмещенную разведку и добычу объект обложения определяется при каждом коммерческом обнаружении, объявленном недропользователем на контрактной территории, в том числе за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождений как положительная разница между физическим объемом утверждаемых запасов полезных ископаемых и предыдущим утвержденным физическим объемом запасов полезных ископаемых, по которым уплачен бонус коммерческого обнаружения.

Для целей настоящей статьи и статей 320 и 323 настоящего Кодекса запасы полезных ископаемых по углеводородному сырью означают извлекаемые запасы полезных ископаемых.

Статья 320 изложена в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.)

Статья 320. Налоговая база


Налоговой базой для исчисления бонуса коммерческого обнаружения является стоимость объема запасов полезных ископаемых, утвержденного уполномоченным для этих целей государственным органом.

В целях исчисления бонуса коммерческого обнаружения стоимость объема запасов полезных ископаемых определяется на дату, предшествующую дате уплаты бонуса коммерческого обнаружения, в следующем порядке:

1) для сырой нефти, газового конденсата и природного газа - исходя из среднеарифметического значения котировки цены сырой нефти, газового конденсата и природного газа в иностранной валюте в соответствии со статьей 334 настоящего Кодекса на день, предшествующий дню уплаты бонуса коммерческого обнаружения, с применением рыночного курса обмена тенге к соответствующей иностранной валюте, установленного на дату уплаты бонуса коммерческого обнаружения. При этом для определения стоимости сырой нефти и газового конденсата используется среднеарифметическое значение котировок цены стандартного сорта сырой нефти, указанного в пункте 3 статьи 334 настоящего Кодекса, значение которых на указанную дату является максимальным;

2) для полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 статьи 338 настоящего Кодекса, - исходя из среднеарифметического значения котировок цены полезного ископаемого в иностранной валюте в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса на день, предшествующий дню уплаты бонуса коммерческого обнаружения, с применением рыночного курса обмена тенге к соответствующей иностранной валюте, установленного на дату уплаты бонуса коммерческого обнаружения.

В случае, когда на день, предшествующий дню уплаты бонуса коммерческого обнаружения, не опубликованы официальные котировки цен на соответствующие виды полезных ископаемых, используются официальные котировки цен последнего дня, за который ранее были опубликованы такие котировки цен.

Для полезных ископаемых, за исключением сырой нефти, газового конденсата, природного газа и полезных ископаемых, которые котируются на Лондонской бирже металлов или Лондонской бирже драгоценных металлов, стоимость запасов определяется исходя из суммы плановых затрат на добычу, указанных в утвержденном уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан технико-экономическом обосновании контракта, увеличенных на 20 процентов.

Статья 321. Порядок исчисления бонуса коммерческого обнаружения


Сумма бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта обложения, налоговой базы и ставки.

Статья 322. Ставка бонуса коммерческого обнаружения


Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 процента от налоговой базы.

Статья 323 изложена в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.)

Статья 323. Сроки уплаты бонуса коммерческого обнаружения


Бонус коммерческого обнаружения уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика в следующие сроки:

1) не позднее 90 дней с даты заключения контракта на добычу полезных ископаемых в случаях, установленных подпунктом 1) пункта 1 статьи 317 настоящего Кодекса;

2) не позднее 90 календарных дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан дополнительных объемов запасов полезных ископаемых на месторождении - при обнаружении полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений;

3) не позднее 90 календарных дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан запасов полезных ископаемых на месторождении по контракту на совмещенную разведку и добычу.