Эксперты прогнозируют снижение зависимости Казахстана от импортного топлива.

Разместил: stanislav_izmaylov Размещено: 29 июня 2017 10:27 Категория: Новости казахстанской экономики Просмотров: 75

На сегодняшний день для Казахстана проблемы перетоков топлива в соседние государства и большой зависимости от импорта ГСМ все еще остаются актуальными. Этим вопросам в рамках конференции «Argus. Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2017» было уделено много внимания. Но, по мнению экспертов, вполне вероятно, что в скором времени ситуация разрешится.

«Борьба с перетоками топлива между странами Таможенного союза — это проблема, которая существует последние несколько лет, о чем неоднократно говорили министерства и регулятивные органы. Понятно, что компании-поставщики ищут рынки, где могут получить заведомо высокую цену. Существует большой, достаточно серьезный дисбаланс по внутренним ценам между российским, казахстанским и кыргызским рынками. Поэтому „круговорот“ топлива между этими странами — это достаточно серьезная причина для беспокойства», — заявил в своем выступлении редактор издания «Argus рынок Каспия» Рауф Гусейнов.

Напомним, об острой зависимости Казахстана от импортного, преимущественно, российского топлива говорится уже не первый год. Неоднократно о сложной сложившейся ситуации говорил и министр энергетики РК Канат Бозумбаев, по словам которого Казахстан импортирует в среднем около 30% топлива в энергобалансе. Это регулярно сказывается и на ценообразовании. Напомним, в этом году рост цен на ГСМ в Минэнерго РК объясняли проводимыми в РФ налоговыми реформами.

По словам г-на Гусейнова, с начала текущего года по бензину внутренний рынок Казахстана зависел от импортных поставок на 23% (в основном, это российский бензин). Однако, по его словам, уже в ближайшее время ситуация может измениться в лучшую сторону. Поспособствовать этому может завершение программы модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов.

«Модернизация двух НПЗ — Атырауского и Павлодарского — должна завершиться в текущем году, Шымкентского — в следующем», — заявил тогда г-н Бозумбаев.

Большие надежды на завершение процесса возлагают и в компании «КазМунайГаз». Директор департамента управления проектами модернизации НПЗ Кайрат Уразбаев сообщил в рамках прошедшей конференции, что в ближайшие годы объем переработки нефти на всех трех заводах планируется довести до 16,5 млн тонн. Напомним, по итогам 2016 года в Казахстане было произведено 14,5 млн тонн нефтепродуктов.

По информации спикера, после завершения процесса модернизации заводов производство автобензина в среднем вырастет на 82,5% (при этом прекратится производство низкооктанового бензина АИ-80), а дизельного топлива — на 23%. Объемы производства авиационного топлива планируется увеличить в три раза.

«Естественно, стоит задача по повышению конкурентоспособности казахстанских НПЗ, созданию более привлекательных условий для поставщиков нефти за счет улучшения ассортимента, качества нефтепродуктов, производства более дорогих нефтепродуктов. Свою роль сыграет и продукция нефтехимии», — добавил г-н Уразбаев.

Впрочем, модернизация НПЗ — не единственный способ борьбы властей с топливным кризисом.

«Параллельно обсуждаются различные схемы по приватизации перерабатывающих активов. Казахстан готов отказаться от государственного регулирования розничных цен. В принципе, этот процесс уже виден, мы с вами его наблюдаем. Также обсуждается в той или иной степени либо послабление, либо полная отмена графиков обязательных поставок топлива. Возможно, что в каком-то виде такие графики все равно останутся, поскольку обязательства и государства, и заводов перед внутренним рынком никто не отменял», — сообщил в рамках вышеупомянутой конференции г-н Гусейнов.

Источником материалов является https://www.kursiv.kz/news

Кто онлайн