Выступление Председателя Налогового комитета МФ РК А. Джумадильдаева на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК

Разместил: Admin Размещено: 25 октября 2013 10:55 Категория: Новости Комитета Государственных Доходов Просмотров: 526

На сегодняшний день на рынке алкогольной продукции зарегистрировано:

- 205 производителей этилового спирта и алкогольной продукции (из них 18 спирто-водочных и 16 водочных заводов);

- около 1500 оптовых и 46000 розничных реализаторов алкогольной продукции.

В целом, поступления акцизов на алкогольную продукцию в общей доле доходов Государства составляют один процент. Но, несмотря на это, на осуществление администрирования и контроля уполномоченным органом уделяется большое внимание.

Следует отметить, что в результате государственного регулирования данной отрасли количество производителей этилового спирта и алкогольной продукции (кроме пива), начиная с 2008 года сократилось с 95 до 66 заводов.

При этом отмечаем, объемы производства по сравнению с 2008 годом выросли с 47 до 58 млн. дал. Соответственно увеличилось поступление акцизов с 10 млрд. тенге до 24 млрд. тенге.

В целях пресечения незаконного оборота, постоянно проводятся соответствующие мероприятия.

Так, за правонарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции за период 2011-2012 годы:

· изъято алкогольной продукции - 8 млн. литров;

· изъято поддельных УКМ – 7,9 млн. штук;

· наложено штрафов на сумму – 1,9 млрд. тенге;

· аннулировано лицензий производителей – 31;

· приостановлено лицензий производителей – 15.

за 9 месяцев текущего года:

· выявлено 891,1 тыс. бутылок нелегальной алкогольной продукции, на общую сумму 300 млн. тенге;

· наложено штрафов на сумму – 38 млн. тенге;

· аннулировано 6 лицензий;

· приостановлено 5 лицензий.

Анализ показал, что нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции не уменьшаются. При этом, важно создать условия в обществе атмосферу нетерпимости к таким нарушениям. В качестве положительного примера можно привести реализуемый сегодня на сайте проект «Народный контроль» в Налоговом департаменте по г. Астана, смысл которого очень прост.

В рамках данного проекта, на сайте Налогового Департамента размещены списки с указанием адресов объектов, имеющих лицензию на реализацию алкогольной продукции.

Если интересующий посетителя объект в результате поиска на сайте Налогового департамента отсутствует, это означает, что предпринимательская деятельность по данному адресу осуществляется незаконно - отсутствует регистрация, лицензия на реализацию алкогольной продукции.

О выявленном факте нарушения каждый житель столицы имеет возможность сообщить в налоговые органы Астаны посредством сайта, либо позвонив на телефоны Налогового департамента.

Указанная мера позволяет каждому жителю столицы проявить свою гражданскую сознательность и уменьшить правонарушения в данной сфере.

Данный опыт мною рекомендован для всех налоговых органов страны.

К сожалению, ввиду наличия теневого оборота, на сегодняшний день предпринимаемые нами меры не в достаточной мере охватывают оборот нелегальной продукции.

Так, на долю нелегального оборота алкогольной продукции в Казахстане по оценкам экпертов ориентировочно приходится 25% рынка. В странах с переходной экономикой, объем нелегальных продаж спиртного по экспертным оценкам составляет примерно 30-35% алкогольного рынка, в развитых странах - 20%. Наилучших показателей 8-10% добились США и Швейцария.

Как всем известно, в феврале текущего года нам дано поручение о принятии мер по ужесточению алкогольного законодательства. Основанием послужило то, что по данным Всемирной организации здравоохранения наша страна занимает неподобающее 34 место по потреблению алкоголя.

Причиной указанному является, низкая цена крепких спиртных напитков и беспрепятственный доступ населения к алкоголю. В связи с чем, необходимо принимать кардинальные меры по изменению ситуации.

Вред, который наносит алкоголь не ограничивается только самими пьющими, а распространяется на их семьи и общество в целом. Алкоголь является причинами многих заболеваний, несчастных случаев и насилия, а также снижения продолжительности жизни. Можно привести множество примеров тяжелых последствий потребления алкоголя.

В связи с чем, необходимо:

1) Повысить цены на крепкие алкогольные напитки;

2) Оптимизировать места и время продажи алкоголя;

3) Усилить государственное регулирование в данной сфере;

4) Ужесточить ответственность за правонарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

В этой связи, Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан внесен на рассмотрение Парламента законопроект, предусматривающий повышение ставок акцизов на крепкую алкогольную продукцию.

В 2014 г. предлагается - 1000 тенге/литр, в 2015 г - 1200 тенге/литр, в 2016 г – 1600 тенге/литр. Таким образом, к 2016 году ставка акциза на алкогольную продукцию вырастет на 3,1 раза.

Безусловно, наряду с ростом ставок возрастают и риски увеличения теневого оборота алкогольной продукции.

В связи с чем, Министерством финансов Республики Казахстан разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

На расширенном заседании Правительства из уст Главы государства прозвучала критика: «Я давал конкретное поручение - усилить контроль за оборотом алкоголя. На этот счет мы разработали специальный законопроект, но теперь сроки введения этого законопроекта отложены аж на 2015 год. Наверное, хорошо поработали алкогольные бароны». Считаю, что данная критика абсолютно справедлива, поскольку за последние годы в сфере оборота алкогольной продукции накопилось достаточно проблем, и эта задача требует их комплексного решения.

В поднимаемых проблемах данной сферы важно учесть интересы всех сторон: государства - в части установления эффективного гос.регулирования и сбора налогов, производителей – путем создания необходимых условий производства легальной продукции и граждан по созданию условий для сокращения потребления крепких напитков.

В настоящее время данный законопроект находится на согласовании в гос.органах и будет внесен в Парламент в ближайшее время.

Данным законопроектом предлагается принятие ряда мер, направленных на ограничение мест и времени продажи спиртных напитков, ужесточение условий производства и торговли алкогольной продукции, административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

В частности, проектом Закона предусматриваются:

1. ввести минимальный процент использования мощностей по производству спирта и водки;

2. ввести ежегодный лицензионный сбор для оптовых и розничных реализаторов алкогольной продукции;

3. на портале Налогового комитета планируется реализовать функционал обратной связи, где любой потребитель при покупке продукции с «поддельной» маркой, сможет обратиться в налоговый орган, с указанием вида продукции, места приобретения и т.д. В свою очередь, уполномоченный орган в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обязан будет проверить данные факты;

4. осуществить переход на модернизированные приборы учета объемов производства с возможностью определения подлинности учетно-контрольных марок;

5. увеличить время по запрету реализации крепкой алкогольной продукции с 21 до 12 часов дня без разделения на будние и выходные дни (ранее с 23 до 8 часов утра);

6. запретить реализацию алкогольной продукции на АЗС, а также в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов;

7. ужесточить административную ответственность и значительно увеличить размеры штрафов.

Предлагаемые в рамках указанного законопроекта меры, позволят существенно сократить теневой оборот в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также ожидается уменьшение потребления алкоголя путем ограничения доступа к алкогольной продукции.

Кроме того, в рамках Проекта реформирования налогового администрирования при содействии Всемирного Банка, в целях эффективного контроля за нелегальным оборотом этилового спирта и алкогольной продукции предлагается внедрить Систему управления рисками в данной сфере.

Целями применения органами налоговой службы системы управления рисками являются: сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов; увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции.


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #