Соединяя Европу и Азию

Разместил: Admin Размещено: 29 ноября 2013 13:54 Категория: Новости казахстанской экономики Просмотров: 546

К 2020 году транзитные перевозки через Казахстан планируется увеличить в два раза.

В Послании Главы государства народу РК «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлена задача увеличить вдвое транзитные перевозки через Казахстан к 2020 году и в 10 раз – к ­2050-му­­. «Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов…» – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. На практическое воплощение этих ключевых задач нацелена Государственная программа по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года, принятая на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Серика Ахметова.

Транспортной инфраструктуре – новое качество

Проект Госпрограммы по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года разработан при поддержке Всемирного банка и предварительно прошел согласование со всеми заинтересованными государственными, местными исполнительными органами и ассоциация­ми. По сути, это первый в истории страны крупномасштабный план развития транспортной инфраструктуры Казахстана и ее интег­рации в мировую транспортную систему.

Представляя документ, министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев отметил, что его реализация позволит увеличить транзитные перевозки к 2020 году в 2 раза, обеспечить интеграцию транспортной инфраструктуры в международную транспортную систему, а также развить местную транспортную инфраструктуру в регионах.

По итогам 2012 года Казахстан занял 86-е место в рейтинге Всемирного банка по индексу эффективности логистики. Но намеченные комплексные меры по улучшению качества транспортной инфраструктуры, а также снятию физических и нефизических барьеров предоставят Казахстану возможность подняться на 40-ю позицию в этом рейтинге.

Программа охватывает развитие всех видов транспорта до 2020 года. Так, планируется отремонтировать 30 тыс. км автодорог, 8 202 км железнодорожных линий, провести капитальный ремонт всех 302 железнодорожных вокзалов, а также ряд других мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры республики.

В частности, что касается развития сети автомобильных дорог, к этому сроку в первую техническую категорию в целях повышения безопасности дорожного движения будет переведено 4,5 тыс. км дорог республиканского значения. Таким образом, количество автодорог рес-публиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии составит 89%. В их числе дороги по направлениям Центр – Юг, Центр – Восток и Центр – Запад, а также международный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Наряду с ремонтом и строительством дорог в программе уделено внимание развитию придорожного сервиса и инфраструктуре пассажирских перевозок. Так, до 2020 года намечено построить 260 объектов придорожного сервиса. А для развития инфраструктуры пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в регионах будет построено 9 автовокзалов, 45 автостанций, 155 пунк­тов обслуживания пассажиров и 1 048 стоянок такси.

Документом также предусмотрены шаги по увеличению регулярных автобусных маршрутов. На сегодня работой регулярных автобусных маршрутов охвачено 75% сельских населенных пунктов численностью свыше 100 человек. Между тем к 2020 году планируется открыть 300 дополнительных маршрутов, полностью охватив все села. Кроме того, в планах – приведение всех автовокзалов и автостанций в соответствие с требованиями национальных стандартов.

Преобразования произойдут и в железнодорожной отрасли. В стране продолжается строительство линий Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Помимо этого, чтобы разгрузить железнодорожный узел Алматы от транзитных грузов в 2015–2017 годах по принципу ГЧП планируется построить участок линии в обход Алматы со станции Жетыген до станции Казыбек. В целом ожидается, что к 2020 году состояние 81% стальных магистралей будет оцениваться как хорошее, 19% – удовлетворительное. Кроме того, ввиду дефицита подвижного парка планируется обновить 650 локомотивов, более 20 тыс. грузовых и 1 138 пассажирских вагонов.

В рамках развития сети аэропортов в стране будут реконструированы 11 из 18 существующих аэропортов: в 5 из них запланирована реконструкция взлетно-посадочных полос и пассажирских терминалов, в 6 – реконструкция только пассажирских терминалов. Помимо этого, до 2020 года будет дополнительно открытие 75 новых международных воздушных сообщений.

Программа включает также дальнейшее развитие инфраструктуры водного транспорта до 2020 года. В частности, в Актау уже реализуется проект по расширению пропускной способности порта, в рамках которого предполагается строительство 3 сухогрузных терминалов. В результате пропускная способность порта Актау увеличится с 16,8 млн. тонн до 20,5 млн. тонн в год.

Драйвер роста экономики

– Казахстан, находясь на стыке международных транспортных коридоров, имеет все предпосылки стать основным логистическим звеном, соединяющим Европу и Азию, – отметил на заседании глава Правительства. С. Ахметов также подчеркнул, что Президент РК уделяет особое внимание развитию транзитного потенциала, осуществлению масштабных инфраструктурных проектов и интеграции региона в международную систему транспортных коридоров.

Базой для формирования мультимодального логистического оператора транснационального масштаба с полным спектром активов и компетенций определено АО «НК «КТЖ». В состав мультимодальной компании войдут морской порт Актау, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», аэропорты, терминальная сеть Казахстана.

Интеграция транспортных активов в единую структуру, по мнению А. Жумагалиева, позволит обеспечить необходимый уровень координации управления, формирования целостности мультимодальных услуг и реализацию принципа «одного окна», создав тем самым благоприятные условия для реализации экспортного и транзитного потенциала страны. При этом дополнительный импульс развитию транспортно-логистической системы рес­публики придаст привлечение в портовую и терминальную инфраструктуру Казахстана глобального оператора Dubai Port World. А в сфере развития аэропортов Казахстана ведутся переговоры с глобальным провайдером аэропортовых и авиационных услуг Swissport International и Lufthansa Consulting.

Более подробно о развитии транспортно-логистической системы доложил президент АО «КТЖ» Аскар Мамин. По его словам, для повышения конкурентоспособности и увеличения объемов транзитных перевозок компанией реализуется бизнес-стратегия, предусматривающая продвижение услуг и повышение качества и эффективности. Так, на сегодня для обслуживания контейнерных грузопотоков транзитным сообщением Азия – Европа налажено регулярное курсирование 14 контейнерных шатл-поездов. В результате сроки доставки грузов из центров консолидации на территории Китая по сухопутному маршруту сократятся в 3 раза в сравнении с традиционным морским сообщением.

Привлечение транзитных грузопотоков через территорию Казахстана требует формирования развитой транспортно-логистической инфраструктуры, ее интеграции в международную систему. Для этого реализуются инвестиционные проекты по развитию и модернизации инфраструктуры транспортно-логистического комплекса. Так, в 2014 году будут введены в эксплуа­тацию новые железнодорожные линии Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь, которые оптимизируют конфигурацию международных и транспортных коридоров в направлениях восток, запад, север, юг и сократят расстоя­ние на маршруте Достык – Актау на 750 км.

До конца года впервые будет создана сухогрузная морская компания. Проводится модернизация аэропортовой инфраструктуры и в течение 2 лет полностью сформируется сеть транспортно-логистических центров класса А и Б с учас­тием частного сектора.

За пределами Казахстана также формируется сеть транспорт­но-логистических комплексов – центров консолидации и дист­рибьюции транзитных грузопотоков и центров продвижения казахстанского экспорта.

В рамках Единого экономического пространства ключевым проектом является создание объединенной транспортно-логистической компании. В рамках деятельности ОТЛК железнодорожные администрации Казахстана, России и Беларуси будут предоставлять интегрированные услуги, основанные на принципах «одного окна», единой технологии, стандартов качества и ценовой политики, и, как следствие, координировать технологические параметры развития магистральной терминальной инфраструктуры транспортных коридоров.

Географическое положение Казахстана также позволяет использовать потенциал Транскаспийского транспортного маршрута. Поскольку Казахстан на сегодня не имеет собственного сухогрузного флота, вследствие чего грузы с порта Актау вывозятся иностранными судами, КТЖ создает собственный сухогрузный флот – компанию в количестве 20 судов к 2020 году, которая обеспечит более 50% перевозок с порта Актау. Реализация принципа «свой груз – свой порт – свой флот» позволит создать эффективные условия для осуществления транскаспийских грузовых перевозок.

Кроме того, до конца текущего года будет разработано ТЭО по строительству сети транспорт­но-логистических центров в Казахстане.

– Транспортно-логистический комплекс может стать одним из драйверов роста экономики. Общий эффект валовой добавленной стоимости от реализации программы развития транспортно-логис­тической системы на период до 2020 года составит 15 миллиардов долларов, среднегодовой эффект в приросте ВВП будет на уровне около 1%, – сказал руководитель нацкомпании.

Подытоживая обсуждение, глава Правительства отметил масш­таб программы: в развитие инфраструктуры будет привлечено около 5 трлн. тенге государственных и частных инвестиций.

– Без строительства соответствующей инфраструктуры невозможно как развитие транзита через территорию Казахстана, так и развитие транспортной логистики, – подчеркнул С. Ахметов. – Поэтому главная задача принятой нами программы, которой присвоен статус государственной, – это развитие и строительство транспортной инфраструктуры.

В связи с этим глава Правительства поручил МТК и АО «КТЖ» продолжить реализацию комплексного плана мероприятий по проекту «Казахстан – Новый Шелковый путь». Премьер-Министр распорядился также совместно с местными исполнительными органами ускорить создание компании по управлению аэропортами и обеспечить жесткий контроль над своевременной реализацией крупных автомобильных и железнодорожных коридоров. В их числе – Западная Европа – Западный Китай, Север – Юг, Север – Восток, Север – Запад и крупнейшие железнодорожные проекты Бейнеу – Жезказган и Аркалык – Шубарколь.

Рысты АЛИБЕКОВА

Источник: Газета Казахстанская правда


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #