НДС в Казахстане - пиала, склеенная скотчем

Разместил: Admin Размещено: 4 мая 2014 12:38 Категория: Новости Комитета Государственных Доходов Просмотров: 3008

МЭБП актуализировало Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 – 2015 годы, передает Кursiv.kz. Одними из основных элементов борьбы предлагается обязательный переход на электронные счет-фактуры, введение специальных НДС-счетов, а так же ограничение в снятии наличности в банках второго уровня и частичная отмена банковской тайны. Между тем, по мнению экспертов, вряд ли предложенный комплекс мер, в частности по НДС, приведет к желаемым результатам, поскольку и в настоящий момент налоговики обладают достаточным набором инструментов для его взыскания.

В 2012 году доля теневой экономики в Казахстане составила 19,2% к ВВП, что на 0,9 п.п. ниже уровня 2005 года. Такую цифру приводит в своих исследованиях Всемирный банк. Согласно данным МЭБП, в структуре теневой экономики больше половины занимает производство товаров и услуг через неформальную деятельность - 54,2%, остальная часть 45,8% приходится на скрытую деятельность. Если сравнивать этот показатель с другими странами, то в 2012 году наиболее высокая доля теневой экономики отмечалась в странах Восточной Европы: в Болгарии – 31,9% к ВВП, Румынии – 29,1%, Литве – 28,5% и Эстонии – 28,2%. В развитых странах доля теневой экономики находится в пределах 10-12%. Разработанный план по противодействию теневой экономике структурно делится на 2 части: реализацию мер общесистемного характера и мер по сокращению теневого производства в отраслях экономики. В целом же план правительства состоит из 60 мероприятий и разбит по месяцам.

Что касается 2014-2015 гг., то борьба с теневой экономикой предусматривает следующие общесистемные меры: борьба с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление госфинансами, совершенствование бизнес-среды и совершенствование оценки теневой экономики с учетом мировой практики.

По данным МЭБП, за 2007-2013 годы количество налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями, составило 1 352, сумма потерь по НДС в среднем за год составила 193 млрд. тенге. Кроме того, в среднем за год порядка 6 тысяч налогоплательщиков не представляют, либо представляют нулевые декларации по НДС, при этом они выписывали счета-фактуры, тут потери бюджета по НДС в среднем за год составили 128 млрд тенге.

Дабы исправить ситуацию, предлагается внести поправки в Налоговый кодекс и другие законодательные акты РК. Причем, данный документ должен быть, согласно плану, разработан к августу 2014 года и, соответственно, внесен на следующей сессии парламента РК, с вступлением в силу в 2015 году. Одними из ключевых новелл являются введение специальных НДС-счетов, а так же обязательное использование электронных счет-фактур. «Предлагается рассмотреть введение специального НДС-счета, что приведет к исключению возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, соответственно, отсутствию целесообразности создания лжепредприятий. Одной из эффективных мер противодействия теневой экономике является внедрение электронных счетов-фактур на обязательной основе для всех плательщиков НДС, что сократит издержки бизнеса и позволит оперативно выявлять факты выписки фиктивных счетов-фактур, замены, или их подделки. По оценке, реализация предлагаемых мероприятий позволит вывести теневой оборот порядка 1,1 трлн. тенге», – заявил, представляя план, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.

Кроме того, для борьбы с лжепредпринимательством, предусматривается принятие мер законодательного характера по ужесточению требований при постановке на учет по НДС. «У этой реформы есть и один плюс. Теперь, по факту, все данные по НДС будут сосредоточены в Казначействе Министерства финансов. Возможно, такое разделение полномочий между Налоговым комитетом и Казначейством усложнит сговор между налоговым органами и налогоплательщиками с целью уклонения от уплаты НДС в бюджет. Насколько это маленькое достоинство системы будет реализовано на практике – будет оставаться на совести Министерства финансов. Вместе счета НДС и электронные счет-фактуры дают для налоговых органов одно важное преимущество – возможность в реальном времени контролировать движение НДС, а не на основе квартальных данных. Однако здесь можно отметить, что до 2009 года плательщики НДС с оборотом более 1000 МРП за квартал сдавали отчетность на ежемесячной основе, то есть у налоговых органов была более оперативная информация. Отказ от ежемесячной декларации в новом Налоговом кодексе преподносился как упрощение для налогоплательщиков, хотя это и противоречило международной практике. Как видно, отказавшись от ежемесячной декларации, теперь вводят НДС-счета, где НДС, по сути, рассчитывается уже на ежедневной основе. Налоговые органы должны признать, что реформа отчетности по НДС 2008 года – это провал. Списки счетов-фактур, которые обязали сдавать с декларациями, создали только гигантское административное бремя для налогоплательщиков, а проблему не решили. Хотя в 2008 году это обсуждалось и об этом налоговые органы были предупреждены», - считает партнер консалтинговой компании Angels Nika Advisory Еркин Сагиев.

Необходимо отметить, что ранее с подобным предложением на коллегии возглавляемого им ведомства выступал вице-премьер, министр финансов Бахыт Султанов. «Главная причина лжепредпринимательства – это махинации в системе НДС. В Азербайджане добились резкого их снижения внедрением специального НДС-счета. Наши специалисты внимательно с выездом на место изучили этот опыт. Предлагаем ввести аналогичный механизм и в нашей стране. Кроме того, с 1 июля 2014 года внедряются электронные счета-фактуры на добровольной основе. Это упростит ведение бизнеса для добросовестного предпринимателя. Чтобы в полной мере реализовать все преимущества такой системы, предлагаем ввести обязательность её применения для всех плательщиков НДС», - предложил Бахыт Султанов.

Между тем, эксперты придерживаются иного мнения. «НДС - счета и электронные счет-фактуры объявлены как мощные инструменты повышения собираемости НДС и, в частности, борьбы с незаконным возвратом НДС при экспорте. Я не уверен, что такие действия исправят ситуацию, поскольку направлены скорее на борьбу с симптомами, чем с причиной. По сути, с позиции налоговых органов есть две проблемы с НДС: первая – выписали фиктивную счет-фактуру и не внесли реализацию в декларацию; вторая – выписали, внесли в декларацию, но не уплатили в бюджет. Давайте взглянем, какие сейчас есть рычаги у налоговых органов для борьбы с этими двумя явлениями. Ежеквартально сдается налоговая декларация вместе со списками всех счетов-фактур, полученных и выписанных. Соответственно, у налоговых органов есть теоретическая возможность сопоставлять данные по всей цепочке НДС от производителя до покупателя хоть каждый квартал. Как видно, механизм позволяет выявлять проблемы на ежеквартальной основе. Учитывая, что сроки возврата экспортерам НДС из бюджета традиционно затягиваются, то у налоговых органов есть достаточно времени прошерстить базу. Ключевой вопрос здесь – почему, имея на руках все данные на ежеквартальной основе, налоговые органы избирательно не видят налоговых нарушений?», - рассуждает в беседе с kursiv.kz Еркин Сагиев.

По его мнению, «электронные счета-фактуры решить проблему не помогут. То, какое значение придают у нас этой «бумажке», может только умилять. Ведь важна не достоверность самой счет-фактуры. Важно, что бы сходились данные по декларации покупателя и продавца. Если для контроля над этим не хватило упомянутых реестров, то отыгрываться на самих счетах-фактурах просто смешно. Здесь хотелось бы заметить, что еще год назад, когда разговор шел только про введение электронных счетов-фактур, Министерство финансов озвучивало, что основной причиной введения является облегчение расчетов по государственным закупкам, а не налоговый контроль».

Еркин Сагиев подчеркнул еще одно важное обстоятельство, которое окажет серьезное слияние на текущую финансовую деятельность компаний. «Еще один недостаток – у налогоплательщиков частично исчезнет возможность управлять свободными средствами внутри квартала в пределах сумм НДС в бюджет. В условиях недостатка ликвидности у предприятий, такая ситуация может неблагоприятно сказаться на их стабильности», - пояснил он kursiv.kz.

По его словам, «надо понимать, что под НДС-счетами, по сути, понимается реверсивный НДС, когда НДС оплачивает не поставщик, а покупатель. Сейчас работает зачетный механизм НДС, когда расчет и уплата НДС на совести поставщика. Теперь покупатель сам будет оплачивать свой зачет. Получается, что теоретически решена проблема «ответственности за того парня», когда можно было потерять зачет НДС на основании того, что поставщик не уплатил НДС в бюджет и оказался бездействующим предприятием или лжепредприятием. Однако эту проблему создали сами налоговые органы, которые вместо улучшения качества контроля, стали собирать недостающий НДС с добросовестных налогоплательщиков».

Он также отметил и еще одну болевую точку предлагаемой системы. «В предложениях по счетам НДС, ранее озвученных Министерством финансов, говорится, что НДС-счета не будут применяться при выписке счет-фактуры с оборотом ниже 1000 МРП. Сравните это число с порогом обязательной постановки на учет в качестве плательщика НДС, который равен 30000 МРП за календарный год. Это любимое число законодателей означает, что система НДС-счетов не будет покрывать всех плательщиков НДС, а значит, снова будет множество транзакций, по которым будут налоговые споры», - считает эксперт.

Резюмируя суть предлагаемых новаций в НК, Еркин Сагиев заявил, что «если предложения будут учтены в кодексе, то НДС станет еще более монструозным: реестры счетов-фактур, НДС счета, электронные счет-фактуры в условиях отсутствия электронного документооборота между предприятиями. Могу прогнозировать, что и теперь с новыми методами контроля, налоговые органы не покажут значимых результатов. Ведь дело не в инструментах, а в том, что при любых методах контроля, налоговики в упор не видят нарушений. В итоге, казахстанский НДС усилиями налоговых органов стал напоминать разбитую пиалу, которую пытаются склеить скотчем. Вроде напоминает НДС, но протекает из всех щелей. При этом в попытках прекратить утечку законодатели ежегодно наматывают тонны скотча».

Поправки в НК, касающиеся НДС, не последние новации, которые правительство планирует оформить к августу этого года. В частности, предлагается для решения проблемы недопоступления налогов и преднамеренных банкротств внести законодательные изменения по вопросам получения налоговиками от банков второго уровня сведений, составляющих банковскую тайну, в отношении налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность более квартала, и лицам, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании банкротом, а так же сведений о наличии и движении по их счетам ценных бумаг.

Следующий блок поправок касается ограничения расчетов наличкой. «В целом, по доле наличных средств в денежном обороте можно судить об объемах теневой экономики. Чем больше их доля, тем выше риск возникновения теневого оборота в экономике», - заявил Ерболат Досаев. Поэтому к августу 2014 года предлагается подготовить пакет изменений, в котором будет прописываться обязательная установка POS-терминалов в сфере торговли и обслуживания. А также расширение обязательного применения контрольно-кассовых машин с SIM-картами в отраслях экономики (с 1 июля 2014 года такая норма действует для бизнеса, который занимается реализацией бензина, дизтоплива и алкогольных продуктов).

По данным МЭБП, в Казахстане в структуре денежной массы доля наличных денег в обращении в последние годы постепенно снижается. За последние 10 лет она снизилась более чем в 2 раза, с 27% в 2000 году до 13% в 2013 году. В развивающихся странах этот показатель составляет около 15%, а в развитых – 7-10%. В настоящее время, как сообщил министр МЭБП, существует заметная разница показателей развития рынка электронных банковских услуг по Казахстану, т.е. высокие показатели в крупных городах и низкие по областям. Так, в 2013 году на город Алматы приходилось 31% всех POS-терминалов, 20% банкоматов и 20% банковских киосков, в других регионах эти показатели не превышают 10%. По количеству терминалов в Казахстане на 1000 держателей платежных карт приходится 3 терминала, тогда как, в Англии на 1000 держателей приходится 8 терминалов, в Сингапуре – 17 терминалов, в Швейцарии – около 10 терминалов.

«Правительство Казахстана пытается стимулировать рынок безналичных расчетов силовыми средствами, полагаясь в основном на административные методы. Насколько это продуктивно – большой вопрос. Хотя совершенно ясно, что внедрению системы безналичных платежей препятствует как неразвитость инфраструктуры, так и большая комиссия, которая взымается за расчеты по карточкам. При этом, согласно плана, только на август следующего года запланирована выработка решений по снижению ставок за расчет через POS-терминалы», - сказал kursiv.kz топ-менеджер дочерней организации одного из иностранных банков, работающих в Казахстане.

Кроме того, на август следующего года запланирован очередной пакет мер, которые должны еще более ужесточить правила ведения бизнеса. В частности, будет установлен лимит на снятие наличных в банках второго уровня для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А так же будут внесены изменения, с помощью которых предполагается разработать законопроект, по которому осуществить перевод предпринимателей, работающих в торговле, со специального налогового режима по патенту на упрощенную декларацию с применением контрольно- кассовых машин.

«Введение такой нормы будет означать конец бизнеса для большинства тех, кто торгует сейчас на рынках. На сегодняшний день так работают сотни тысяч человек, не считая членов их семей. Даже сложно предсказать к каким последствиям может это привести», – сказал kursiv.kz предприниматель, работающий по патенту на одном из рынков Астаны.


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #