Когда и как госорганы имеют право проверять бизнес?

Разместил: aizhan_pnk Размещено: 20 июня 2018 09:48 Категория: Новости казахстанской экономики Просмотров: 112

Что нужно знать, чтобы уметь защищать свои права

С 8 июня 2018 года в Казахстане действует обновленный порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами предпринимательства требований казахстанского законодательства. Юлия Чумаченко, партнер AEQUITAS, рассказала «Капитал.kz», что бизнесменам нужно знать, чтобы уметь защищать свои права.

По словам эксперта, изменения направлены в основном на более широкое применение профилактических мер без возбуждения административного производства. При этом сокращен перечень подконтрольных сфер деятельности (из 114 сфер исключены 20, из 544 контрольных функций государственных органов исключены 108). Из Кодекса РК об административных правонарушениях исключены 47 статей, по которым ранее предусматривалась административная ответственность предпринимателей.

 

Какие существуют виды контроля и надзора и основания для их назначения?

Предпринимательским кодексом РК в обновленной редакции предусмотрено, что государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательства могут осуществляться в форме: проверки (проводимой в особом порядке на основе оценки степени риска или внепланово) и профилактического контроля и надзора (который может осуществляться с посещением субъекта и/или принадлежащих ему объектов либо без посещения таковых).

В зависимости от того, какие виды контроля и надзора применяются к проверяемым субъектам, последние делятся на четыре группы.

К первой группе относятся субъекты с высокой степенью риска. Для данной группы субъектов предусмотрена периодичность проверок в особом порядке и профилактического контроля с посещением не чаще одного раза в год. Запрещается проведение проверок по особому порядку и профилактического контроля с посещением в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет со дня их государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц).

Основанием для назначения проверок особого порядка и профилактического контроля с посещением является полугодовой график (список), утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом. Полугодовые графики(списки) формируются в отношении субъектов с обязательным указанием объектов, в отношении которых назначена проверка или профилактический контроль. Полугодовой сводный график (список) размещается на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры в срок до 25 декабря и до 25 мая текущего календарного года. Внесение изменений в полугодовые графики (списки) не допускается.

Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проверок и профилактического контроля, утверждаются актом регулирующих государственных органов и размещаются на их интернет-ресурсах.

Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения такой проверки, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам граждан и компаний, а также государства.

Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям: контроль исполнения предписаний об устранении выявленных грубых нарушений в результате проверки и профилактического контроля с посещением; контроль исполнения предписаний об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений в результате проверки и профилактического контроля с посещением, если субъект более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения; обращения граждан, компаний и государственных органов или поручения органов прокуратуры по конкретным фактам нарушений требований законодательства, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека, либо по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам граждан, компаний и государства; встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации; повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой, и некоторые другие основания.

По итогам профилактического контроля без посещения в случае выявления нарушений составляются итоговые документы (справка, заключение, рекомендации и другие) без возбуждения дела об административном правонарушении, но с обязательным разъяснением субъекту порядка устранения нарушения.

Ко второй группе относятся субъекты, в отношении которых проводятся внеплановые проверки, профилактический контроль с посещением и без посещения.

К третьей группе относятся субъекты, в отношении которых проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль без посещения.

К четвертой группе относятся субъекты, в отношении которых проводится только профилактический контроль без посещения.

Субъекты контроля и надзора, отнесенные к первой и второй группам, могут быть переведены в третью группу, если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами, либо являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии), но при условии, что в законах РК и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от проверок и профилактического контроля.

 

Каков порядок проведения проверки/профилактического контроля?

Проверка и профилактический контроль проводится на основании акта о назначении проверки/профилактического контроля.

В акте о проверке должны быть указаны: номер и дата; наименование государственного органа; фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки; сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки; наименование субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица), в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля и надзора, участок территории. В случае проверки филиала и (или) представительства юридического лица в акте о проверке указываются его наименование и место нахождения; предмет назначенной проверки, основания ее проведения, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; проверяемый период; срок проведения проверки или профилактического контроля; правовые основания проведения контроля и надзора, в том числе требования проверочных листов; права и обязанности проверяемого субъекта; подпись лица, уполномоченного подписывать акт о проверке, и печать государственного органа; подпись руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица, физического лица о получении или об отказе в получении акта о проверке.

https://kapital.kz/gosudarstvo/69895/kogda-i-kak-gosorgany-imeyut-pravo-proveryat-biznes.html


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #
Кто онлайн