Что сказал президент: три ключевых акцента.

Разместил: stanislav_izmaylov Размещено: 7 сентября 2017 17:52 Категория: Новости казахстанской экономики Просмотров: 72

Эксперты прокомментировали инициативы главы государства.

Выступая на первом совместном заседании палат парламента после каникул, президент страны Нурсултан Назарбаев остановился на нескольких важных аспектах. Помимо кадровых назначений в правительстве, глава государства уделил большое внимание экономическим и так или иначе связанным с экономикой вопросам.

Экономика на уровне 4%

Глава государства призвал правительство удержать рост экономики страны на уровне 4%. Заявление было сделано на фоне непростой экономической ситуации. «В I полугодии рост составил 4%. В это сложное время, я считаю, это неплохой показатель. Удержаться на этом уровне или около того — задача правительства», — сказал глава государства.

Слова президента относительно удержания экономики на уровне 4% многие эксперты восприняли с настороженностью. Стране, для которой сырьевой сектор остается важным фактором роста экономики, удержать рост на былом уровне будет достаточно сложно, ведь нефтегазовая отрасль по-прежнему очень сильно зависит от мировых цен на нефть. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов, анализируя статданные, приводит такие цифры: рост цен по разным сортам нефти составлял около 30% относительно первого полугодия 2016 года, когда наблюдались минимальные цены, ниже $30 за баррель. Экономист отмечает, что остальные отрасли не показывали каких-либо впечатляющих темпов роста за исключением строительства (рост на 5,9%). Услуги выросли на 2,3%, сельское хозяйство — на 3%.

«На фоне увеличения стоимости нефти в первом полугодии росли показатели производства и в нефтедобыче, и в горнодобывающей промышленности, ее рост за полугодие составил 9,4%», — пояснил Вячеслав Додонов. То есть вся наша макроэкономическая динамика в первом полугодии была позитивной исключительно за счет роста нефтяных цен. Во втором полугодии ситуация будет значительно хуже в плане статистики роста нефтяных цен. «Происходить это может потому, что рост будет рассчитываться от более высокой базы, так как во втором полугодии 2016 года нефтяные цены были достаточно высокими (порядка $50 по Brent) и сравнение с такой базой даже текущих котировок уже почти не дает роста. На мой взгляд, весьма велика вероятность снижения цен к концу года. Если это произойдет, средние цены второго полугодия будут ниже своих аналогичных годичной давности и это соответствующим образом повлияет на показатели горнодобывающей промышленности и экономического роста в целом», — подчеркнул экономист. Вследствие чего, спикер считает, что можно прогнозировать значительно худшие показатели роста ВВП во втором полугодии, что, скорее всего, не позволит удержать итоговый рост за год на уровне 4%.

Экономист Алмас Чукин также выразил осторожные опасения относительно прогнозов президента, так как резкий рост в этом году может вызвать осложнения в следующем. «В начале года мы ожидали, что рост экономики составит 2,5%, потом вышли на 3% и по полугодию на 4%. Президент дает оптимистичные прогнозы и предложил правительству удержать набранный темп, но на самом деле парадокс в том, что это плохо. Каждый раз, когда экономисты считают, что этот год будет неожиданно выше, чем думали, то следующий год выходит меньше, чем мы надеялись. Получается, что если этот год выходит лучше, чем ожидалось, то следующий будет немного хуже. Если по итогам этого года мы выйдем на показатель в 4%, то в следующем будем надеяться на три процента», — предположил он.

Увеличение полномочий Национального банка

Еще одним знаковым заявлением президента стало увеличение полномочий Нацбанка для контроля банковского сектора. «Время показало, что Национальному банку как регулятору необходимо работать в превентивном режиме. Следовательно, ему законодательно надо дать больше возможностей для контроля над банками», — отметил глава государства. Тогда же президент вспомнил отрицательный опыт БТА и других банков: «мы разбирались, вложили огромные деньги туда. Почему это случилось? Потому что Национальный банк не контролировал каждый шаг».

Поручения президента идут в ногу с рекомендациями третьего базельского соглашения, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов. Такие параметры были предложены в 2010–2011 годах в ответ на кризис 2008 года, однако банки и регуляторы оспаривали ряд положений и предлагали свои редакции, чтобы затянуть введение норм соглашения. Центробанки стран видели, что мировая экономика восстанавливается небыстро, и поэтому отложили введение положений на первый квартал 2019 года.

«Я понимаю слова президента как более тщательный, но и более аккуратный мониторинг качества активов банков с применением методики прогнозирования для недопущения и своевременного пресечения негативных тенденций в секторе», — дополняет Расул Рысмамбетов.

Олжас Худайбергенов, глава Центра макроэкономических исследований, считает, что Нацбанк мог легко регулировать банковский сектор еще тогда, когда игроки активно привлекали внешние займы, например, через пруденциальные нормативы. «Нужно было лишь их отрегулировать, чтобы сделать привлечение внешних займов невыгодным. На самом деле Нацбанк обладает колоссальными полномочиями, чтобы контролировать банковский сектор», — считает экономист.

У Нацбанка сейчас есть все рычаги для воздействия на рынок, поэтому из дополнительных полномочий регулятору нужна лишь фактическая независимость от правительства. Такого мнения придерживается Расул Рысмамбетов.

«Регулятор должен помогать банкам справляться с проблемами до их возникновения: производить тщательный мониторинг, внедрять стандарты в оценках кредитного риска. Нацбанк с трудом может заставить коммерческие банки раскрыть порядок исчисления кредитных рисков», — дополняет он.

Внедрение ОСМС вновь перенесут

Президент не обошел стороной и реформу здравоохранения. Напомним, что с 2018 года в стране должно было заработать обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). Система, когда работодатели и самозанятое население отчисляют в страховой фонд часть зарплаты, а аккумулированные деньги идут на финансирование здравоохранения. «Получается, эти 3 млн самозанятых останутся за бортом медицинского страхования? То есть им мы должны, как раньше обеспечивать доступ к медуслугам, а другим говорим „плати“. Давайте разберемся в основах. Я еще раз говорю: наверное, будем переходить, это прогрессивно, я не против, но давайте не спотыкаться опять», — подчеркнул президент.

Недовольство президента понятно, поскольку введение ОСМС откладывается во второй раз. В 2014 году президент заявил, что нужно изучить вопрос о введении ОСМС в своем послании «Казахстанский путь-2050». Через год закон об ОСМС был принят и должен был вступить в силу с 1 марта 2016 года. Однако инициативу отложили: сначала до января 2018 года, потом до марта того же года.

Глава палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев на встрече с министром здравоохранения Елжаном Биртановым заявил, что в современных условиях система ОСМС нуждается в серьезных доработках, которые помогут устранить негативное влияние на предпринимательский сектор и самозанятое население. Елжан Биртанов с позицией палаты предпринимателей согласился. Сроки были перенесены на 2020 год.

Хотя реформу перенесли, взносы в размере 1% от фонда заработной платы будут идти в фонд ОСМС. «Мы продолжим деятельность фонда и сбор взносов с работодателей, наши предложения — продолжить сборы взносов, которые поступают. Но перенести сроки оплаты за медуслуги на год или на два. Сейчас мы это прорабатываем. Это позволит, с одной стороны, аккумулировать необходимые средства нашему обществу, всем нам, чтобы войти в медстрахование и представить застрахованным достаточный пакет медуслуг. С другой стороны, проработать вопросы по самозанятым, меры их вовлечения, в том числе меры по обеспечению продуктивной занятости», — объяснил глава Минздрава РК Елжан Биртанов.

Источником материалов является https://kapital.kz

Кто онлайн