Механизм исчисления таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу

Разместил: zhasulan1 Размещено: 11 июля 2017 15:49 Категория: Статьи Музея развития ОГД РК Просмотров: 248

Механизм исчисления таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу

Взимание таможенных платежей, их расчет, является важной и актуальной темой на сегодняшний день. Таможенные платежи играют важную роль для республиканского бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (налог на добавленную стоимость, акцизы) и не налоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Таможенные платежи одна из важнейших статей пополнения государственного бюджета Республики Казахстан.
Под таможенными платежами в таможенном праве принято понимать налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции таможенных органов.
Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс таможенного союза, в статье 70 которого установлен их перечень. Согласно статье 70 Таможенного кодекса таможенного союза к основным видам таможенных платежей относятся:
• ввозная таможенная пошлина;
• вывозная таможенная пошлина;
• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
• акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

Таможенные пошлины в зависимости от объекта обложения подразделяются на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.
Основными элементами для исчисления ввозных таможенных пошлин являются:
• таможенный тариф;
• страна происхождения товаров;
• тарифные преференции.

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, и является систематизированным в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Они применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения перемещаемого товара.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами страны. При этом под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.
Тарифная преференция (тарифная льгота) – это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеторговой политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу. Тарифные преференции могут предоставляться в следующем виде:
• возврат ранее уплаченных таможенных пошлин;
• освобождение от уплаты таможенной пошлины;
• снижение ставки таможенной пошлины;
• установление тарифных квот на преференциальный ввоз товара.
Также, в зависимости от способа исчисления таможенных пошлин ставки делятся на:
• адвалорные(от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации;
• специфические— устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
• комбинированные— при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
• Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
• Хотя НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог, который каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги. Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые с таможенной территории таможенного союза. Для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении . Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
Стоимостная характеристика товара - таможенная стоимость - используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении:
количество (штуки, пары и др.);
масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.);
объем (литры, кубометры);
иные характеристики (киловатт-часы и др.).
Валюта исчисления таможенных пошлин, налогов в ряде случаев может не совпадать с валютой, в которой происходит уплата таможенных платежей.
Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. В качестве примера особого порядка расчета можно привести норму п. 2 ст. 360 ТК, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК. По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ) таможенного союза. По коду декларируемого товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза в ЕТТ отыскивается соответствующая строка, в которой и содержится ставка, применяемая для исчисления ввозной таможенной пошлины.
Исследование механизма исчисления таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенные платежи играют существенную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Можно сказать, что таможенные платежи – это совокупность трех элементов: таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, каждый, из которых, имеет свои особенности в механизме исчисления и уплаты.


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #
Кто онлайн