Летопись становления таможни РК

Разместил: Zzzhan Размещено: 27 декабря 2015 14:42 Категория: Статьи Музея развития ОГД РК Просмотров: 14520

Таможенное дело в Советском Союзе (период с 1917 – 1991 гг.)

Одним из первых нормативных актов Советской власти касательно деятельности таможенных органов является декрет Совета народных депутатов (далее - СНК) от 29 мая 1918 года «О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и по регулированию деятельности местных таможенных учреждений». Этот документ сыграл огромную роль в создании советских таможенных учреждений. Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, стало исключительной прерогативой центральной государственной власти.

Декретом Совета народных комиссаров от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был преобразован в Главное управление таможенного контроля Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 11 июля 1920 года этот Наркомат был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли.

ВЦИК и СНК РСФСР с целью упорядочения торговых отношений с другими государствами утвердил 9 марта 1922 года первый советский тариф по европейской привозной торговле, 13 июня по 1922 года – по вывозной торговле.

Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно - тарифный комитет, в компетенцию которого входило составление новых и внесение изменений в старый список запрещенных товаров, вынесение заключений по всем нормативным актам, имеющих отношение к таможенно- тарифному делу.

12 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный Устав СССР. Таможенный Устав предусматривал возможность создания отделений главных таможенных управлений в союзных республиках.

В Казахстане в начале 20 - х годов было организовано два таможенных органа: Жетысуйский (на территории Алматинской и Талды-Курганской областей) и Зайсанский (Семипалатинская и Восточно - Казахстанская области). В столице Казахстана городе Кызыл – Орде было учреждено Казахское районное таможенное инспекторское управление, объединившее Бахтинскую, Хоргосскую (с отделением в Алма-Ате) и Кузеюньскую таможни.

Постановлением Совнаркома от 5 апреля 1925 года были утверждены правила по приему, досмотру, выпуску и отпуску товаров и по пропуску пассажирского багажа через морскую границу с Персией и сухопутные границы с Западным Китаем, Монголией и Урянхаем.

Созданная таможенная служба показала свою эффективность по борьбе с контрабандой и в 1925 году в соответствии с планом реорганизации аппарата на местах, на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо – Западное, Белорусское, Северо – Кавказское, Туркменское, Узбекское, Алма –Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское.

В 1928 году был принят Таможенный Кодекс СССР, который упростил систему таможенных органов и урезал полномочия районных таможенных инспекторских управлений.

Почти две тысячи лет активно пульсировала жизненная артерия Великого Шелкового Пути, соединяющая историю, культуру и экономику Востока и Запада.

Прошли века, и люди вспомнили о Великом Шелковом Пути, поставив себе целью построить и провести по древним караванным тропам новую современную железную дорогу, которую народы Казахстана и Китая назвали Дорогой Дружбы.

В октябре 1954 года газеты опубликовали коммюнике двух стран о строительстве железной дороги Ланьчжоу - Урумчи –Алма-Ата, а в 1956 году начали прокладку ветки от станции Актогай до станции Дружба.

Станция «Дружба» представлял собой обычную участковую станцию 4 класса, пограничную и 3 –х перегрузочных мест – на 400 тысяч тонн в год.

С 1963 года стройка была законсервирована. И лишь в соответствии с протоколом 21 октября 1988 года, подписанным главами делегации СССР и КНР, принято решение о возобновлении международной связи между государствами.

12 сентября 1990 года произошла стыковка железнодорожных магистралей на пограничном переходе – станции Дружба (Республика Казахстан) и станции Алашанькоу (КНР) и с 1 сентября 1991 года официально открыто железнодорожное движение через станцию Дружба, которая стала единственным железнодорожным пунктом пропуска на территории Казахстана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года утверждается новый Таможенный Кодекс. По новому Кодексу устанавливалась двухзвенная система управления, местные таможенные органы (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно Главным таможенным управлениям (ГТУ). Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли.

С 1979 года начал действовать Алматинский таможенный пост Ташкентской таможни Главного таможенного управления Министерства внешней торговли СССР. В это время с 1964 по 1983 год, начальником Алматинского таможенного поста Ташкентской таможни Главного таможенного управления Министерства внешней торговли СССР являлся Харькин Иван Кузьмич.

С 1983 года, в связи с активизацией внешнеэкономической деятельности многие предприятия начали работать на экспорт и Алматинский таможенный пост выделился из состава Ташкентской таможни, который был преобразован в новый таможенный орган с непосредственным подчинением Главному таможенному управлению Министерства внешней торговли СССР.

В сентябре 1983 года начальником Алматинского таможенного поста ГТУ МВТ СССР был назначен Урекенов Ойрат Габдрахманович.

Далее, 8 июня 1984 года Алматинский таможенный пост был преобразован в Алматинскую таможню, с местом дислоцирования в г. Алматы по улице Мира, 75.

В штате Алма-атинской таможни работало 14 человек, из них 13 сотрудников с высшим образованием, 9-со знанием иностранного языка. Служебная деятельность была многопрофильна. Основной контроль осуществлялся по следующим направлениям: грузовой (железнодорожный), авиационный, почтовый, автомобильный и контроль за выставочными экспонатами.

Изменения на этом не закончились и в 1988 году, Алматинская таможня была вновь преобразована в Казахскую Республиканскую таможню. Начальником Казахской Республиканской таможни Главного управления государственного таможенного контроля при совете Министров СССР в мае 1989 года был назначен Тлемисов Нурлан Хайдуллинович.

А в 1991 году Тлемисов Н.Х. назначается первым Председателем Таможенного комитета Республики Казахстан.

В дополнение к ранее существовавшим на границе с Китаем таможням «Хоргос» и «Бахты», дополнительно создаются таможенные посты в следующих городах: Талды - Коргане, Гурьеве и Шымкенте.

В июле 1989 года Алма-Атинский аэропорт начал осуществлять международные авиарейсы «Алматы-Урумчи», где сотрудники пассажирского отдела таможни проводили оформление вначале чартерных, а затем и регулярных рейсов. Таким образом, казахстанская таможня впервые начала обслуживать международные авиационные сообщения.

С августа 1989 года на территории КазССР приступили к таможенному декларированию товаров (имущества) организации участников внешнеэкономической деятельности с применением грузовой таможенной декларации (ГТД).

С принятием Закона Казахской СССР от 15 декабря 1990 года «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности» была сделана попытка установить систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности республики самостоятельно. Статья 5 этого закона определяла систему государственного управления с такими составляющими, как декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через таможенную границу, порядок экспорта и импорта товаров.

В последнем советском Таможенном Кодексе 1991 года и вовсе были закреплены полномочия общесоюзного центра в области таможенного дела в ущерб полномочиям республик, в том числе и Казахстана.

Как известно, на протяжении многих десятилетий СССР, вследствие отказа от участия в международном таможенном сотрудничестве, изолированности от таких международных организаций, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Совет таможенного сотрудничества (СТС) и ряд других авторитетных органов, остался вне мирового таможенного процесса.

Советский Союз в течение многих лет не использовал накопленный таможенными органами мировой опыт, который мог быть чрезвычайно полезным для развития отечественного таможенного законодательства. Во многом по этой причине таможенное дело не соответствовало не только мировым стандартам, но и новым требованиям и реалиям, обусловленным коренным социально – экономическими и политическими преобразованиями в стране.

И только с обретением Казахстаном независимости стало возможным создание в республике самостоятельной таможенной службы, как одного из атрибутов суверенитета, так и политического института Республики Казахстан.

Иcтория становления таможенной службы Республики Казахстан

16 декабря 1991 года выражая волю народа, Казахстан заявил о своей государственной независимости.

Одновременно, Указом Президента Республики Казахстан от 12 декабря 1991 года был образован Таможенный комитет Республики Казахстан.

Тогда, в 1991 году, республика была поставлена перед необходимостью в сжатые сроки создать и развить свою систему таможенного дела.

24 декабря 1991 года утверждается закон «О таможенном тарифе и пошлине», где тарифные меры призваны стать важным инструментом торговой политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Обретение Казахстаном суверенитета и независимости объективно привело к образованию таможенной сферы, как новой области государственного управления. Казахстан впервые стал самостоятельно определять таможенную политику, как составную часть своей внутренней и внешней политики.

Становление таможенной системы республики осуществлялась в конкретных исторических условиях. С одной стороны, распад могущественного Советского государства, глубокий политический и экономический кризис, с другой, обретение суверенитета и образование независимого государства.

Указ Президента Республики Казахстан о создании Таможенного Комитета при Президенте Республики Казахстан

Введение таможенных границ с сопредельными государствами бывшего Союза, проблема обеспечения стопроцентного декларирования товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу Казахстана, потребовали создания широкой разветвленной сети таможенных учреждений как внутри территории республики, так и на ее границе.

В настоящее время общая протяженность таможенной границы Республики Казахстан составляет 14 320 км, из них сухопутная граница – 12 320 км и 2000 км граница, проходящая вдоль береговой линии территориальных вод (охватывает побережья Каспийского и Аральского морей, берега рек Или, Иртыш, Кигач и др.).

Протяженность границы с сопредельными государствами:

- с Российской Федерацией – 7591 км;

- с Кыргызской Республикой – 1070 км;

- с Республикой Узбекистан – 2310 км;

- с Туркменистаном – 450 км;

- с Китайской Народной республикой – 1560 км.

До 1992 года Казахстан имел охраняемую границу с КНР, на которой функционировали пункты пропуска «Хоргос», «Бахты» и «Достык».

Первоначально работа таможенных органов руководствовалась Положением о таможне от 14 августа 1992 года, Постановлениями Кабинета Министров Республики Казахстан и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность таможенных органов. До 1995 года таможенные органы республики осуществляли свою деятельность в соответствии с нормами таможенного законодательства СССР.

Процесс формирования таможенной службы суверенного Казахстана совпал с периодом экономических реформ, структурной перестройкой хозяйственной и внешнеэкономической деятельности государства, интеграцией с различными международными организациями, переходом от командной системы (советского периода) к демократической модели таможенной политики. Перемены были обусловлены распадом СССР и образованием независимых государств, переходом экономики Казахстана на рыночные отношения и связанной с этим либерализацией внешнеэкономической деятельности. Все вышеназванные факторы в совокупности привели к выведению таможенных органов в самостоятельную государственную структуру с приданием ей мощных рычагов по законотворчеству и правом руководствоваться действующими нормативными правовыми законодательными актами Республики Казахстан.

Союзные республики были не вправе без взаимного согласования вводить ограничения на ввоз/вывоз товаров и капиталов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за их пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи. Отсутствие действенных рычагов, включая таможенных, обусловливало беспрепятственный вывоз из Казахстана различных видов сырья и других товаров, являвшихся собственностью республики, при этом Казахстан не получал соответствующих валютных доходов.

12 ноября 1992 года в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 12.11.1992 г. № 963 "О внесении в структуру Министерства финансов Республики Казахстан Таможенного комитета и его структурных подразделений", Таможенный комитет вошел в состав Министерства финансов Республики Казахстан.

Далее оно было преобразовано в Главное таможенное управление Министерства финансов Республики Казахстан, а с августа 1993 года начальником Главного таможенного управления - первым заместителем Министерства финансов Республики Казахстан был назначен Капсултанов Амангельды Капсултанович.

В последнем десятилетии ХХ века создание Таможенного союза в регионе СНГ рассматривалось как первый и важный шаг на пути реинтеграции всего постсовестского пространства.

Первый таможенный союз на евразийской территории был образован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. Соглашением Республики Беларусь и Российской Федерацией с Республикой Казахстан о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. и Договором о присоединении Кыргызской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе от 29 марта 1996 г.

В основу этого Таможенного союза (далее ТС) были положены следующие принципы:

§ унификация внешторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и других законодательств;

§ формирование однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования;

§ создание единой таможенной территории.

Для формирования единой таможенной территории государств-участников ТС необходимо было создать условия, включающие снятие внутренних таможенных границ между странами, перенос контроля на внешний периметр Союза с устранением таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства, единообразие форм и методов сбора внешнеторговой статистики, согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности, установление единого принципа отношений с третьими странами – общей системы преференций и самое главное единой системы тарифного и нетарифного регулирования.

Основываясь на Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, 16 мая 1995 года в г. Москве подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о единстве управления таможенными службами и образовали при своих таможенных службах представительства друг друга.

Функции этих представительств, сводятся к организации взаимодействия таможенных учреждений обеих сторон, координации и контроля за выполнением международных договоренностей, разработке предложений по унификации законодательных норм двух стран в сфере таможенного дела, к организации взаимного обмена соответствующей информацией. Многие статьи Соглашения посвящены правовому статусу и деятельности таможенников Казахстана при российских таможенных органах и российских таможенников при казахстанских таможенных органах.

Следовательно, создание ТС свидетельствовало о достатачно серьезных намерениях его членов углубить интеграционные процессы на геополитическом пространстве бывшего СССР, превратив «союз четырех» в «локомотив» интеграции государств, входящих в СНГ.

Указом Президента Республики Казахстан от 01.04.1995 г. № 2160 было преобразовано в Таможенный комитет при Кабинете Министров Республики Казахстан. В апреле 1995 года председателем Таможенного комитета при Кабинете Министров Республики Казахстан назначен Дербисов Еркешбай Жайлаубаевич, который руководил Таможенным комитетом с апреля 1995 года по сентябрь 1996 года.

Указом Президента Республики Казахстан от 19.10.1995 г. № 2541 Таможенный комитета при Кабинете Министров Республики Казахстан вновь преобразован в Таможенный комитет Республики Казахстан. В сентябре 1996 года председателем Таможенного комитета Республики Казахстан назначен Касымов Гани Есенгельдинович, руководил Таможенным комитетом с сентября 1996 по февраль 1999 года.

В это время Указом Президента Республики Казахстан от 14.01.1997 г. № 3329 Таможенный комитет Республики Казахстан был реорганизован в Государственный таможенный комитет Республики Казахстан.

В этом же году Постановлением Правительства Республики Казахстан от 06.06.1997 г. № 932 утверждено описание и порядок применения опознавательного знака и опознавательного флага таможенных органов Республики Казахстан.

Символы и опознавательные знаки таможенных органов

Указом Президента Республики Казахстан № 3655 от 10.10.1997 года Государственный таможенный Комитет был упразднен с передачей его функций Министерству финансов Республики Казахстан.

Далее, произошли изменения с преобразованием Таможенного комитета Министерства финансов Республики Казахстан согласно Указу Президента Республики Казахстан от 12.10.1998 г. № 4114 в Министерство государственных доходов Республики Казахстан путем передачи функций и полномочий по управлению имуществом и делами Таможенного комитета образованному Министерству государственных доходов Республики Казахстан. В апреле 1999 года председателем Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан назначен Нукенов Мараткали Ордабаевич.

Указом Президента Республики Казахстан № 931 от 28.08.2002 г. Министерство государственных доходов Республики Казахстан реорганизовано в Агентство таможенного контроля Республики Казахстан. На должность Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан Постановлением Правительства РК №949 от 29.08.2002 г. был назначен Сапарбаев Бердибек Машбекович.

В 2006 году на должность Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан №63 был назначен Шакиров Аскар Оразалиевич.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан №471 от 6 июня 2007 года председателем Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан был назначен Карбузов Козы-Корпеш Жапарханович.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2011 года Председателем Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан назначен Баймагамбетов Серик Нуртаевич.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2012 года Председателем Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан назначен Есенбаев Мажит Тулеубекович.

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2013 года № 357 назначен Амрин Госман Каримович.

Сегодня таможенные органы находятся на стадии, когда играют все более заметную роль в жизни общества и могут реально влиять на экономические процессы, происходящие в стране.

За 22 года своего существования суверенная таможенная служба Республики Казахстан добилась больших успехов и играет заметную роль на постсоветском пространстве.

Вместе с тем, она не ограничиваясь достигнутым, продолжает работу по дальнейшему совершенствованию своей деятельности с целью приближению их к мировым стандартам.

Основу правовых норм Таможенного Кодекса Таможенного Союза и Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» составляют международные стандарты, отвечающие требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-IV.

В соответствии со статьей 2 Договора о создании единой таможенной территории и формирования таможенного союза от 6 октября 2007 года, на единой таможенной территории таможенного союза установлен унифицированный порядок таможенного регулирования, включающий единые правила декларирования товаров и совершения таможенных операций, уплаты таможенных платежей, применения таможенных процедур и проведения таможенного контроля.

На основании Указа Президента РК от 6 августа 2014 г. № 883 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», Постановления Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2014 г. № 933 «О ведомствах центральных исполнительных органов Республики Казахстан» реорганизованы Налоговый комитет и Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан путем слияния в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

С 15 августа 2014 года по настоящее время возглавляет Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Ергожин Даулет Едилович.


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #
Кто онлайн