Летопись становления налоговой службы РК

Разместил: Zzzhan Размещено: 27 декабря 2015 14:22 Категория: Статьи Музея развития ОГД РК Просмотров: 2371

За 20 лет своего существования налоговая система наравне с положительными политическими и экономическими изменениями в республике реформировалась, изменяя диапазон вопросов, связанных с системой налогообложения.

До 1991 года, в условиях административно-командной плановой системы управления экономическим развитием страны, налоги выполняли распределительно-фискальную функцию, не стимулировали рост эффективности производства, внедрение новейших технологий, увеличение выпуска товарной продукции. Фактически налоги, заложенные в регулируемой или фиксированной цене, перечислялись в бюджет автоматически, несмотря на степень эффективности работы налогоплательщика.

С переходом к рыночным принципам назрела необходимость в воссоздании налоговых органов. Так, Указом Президента Казахской ССР от 9 июля 1991 года, на базе соответствующих подразделений Министерства финансов Казахской ССР и Комитета цен при Государственном комитете Казахской ССР по экономике, были созданы органы Государственной налоговой службы Казахской ССР, состоящие из Главной государственной налоговой инспекции Казахской ССР и государственных налоговых инспекций по областям, городам и районам в городах.

Придав в 1991 году налоговым органам статус независимого государственного управления, были четко определены общие принципы построения налоговой структуры, порядок взимания налогов, сборов и платежей и зачислением их в соответствующие бюджеты. Определены права, обязанности и ответственность налогоплательщиков за полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Узаконен механизм введения новых видов налогов, размеров ставок, а также налоговых льгот.

В годы становления независимого Казахстана было пройдено немало этапов испытаний на жизнеспособность молодого государства. Наша страна постепенно и верно продвигается к демократическому обществу, основанному на принципах рыночной экономики. В новых условиях развития изменился характер государственных доходов и расходов. Предприятия, приобретая все большие экономические свободы, становились способными самостоятельно решать большинство задач хозяйственного развития. Ломка старых политических и экономических устоев бывшего Советского союза, структурная переориентация предприятий и отраслей, диспропорции хозяйствования, наметившаяся безработица, необходимость поддержания незащищенных слоев населения явились исходной основой, предопределяющим условием для отработки оптимального уровня налогообложения и налоговых реформ и создания концепции национального налогообложения. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей финансовой системы государства.

За 20 лет своего существования менялась не только система налогообложения, но и сама налоговая служба республики и не раз подвергалась структурному реформированию.

До 1990 года Республика Казахстан не имела своих законодательных актов по вопросам налогообложения и в целом налоговая политика также формировалась за ее пределами. Такая ситуация для самостоятельного независимого государства, конечно, была неприемлема. Кроме того, переход к рыночной экономике требовал соответствующей налоговой системы. Эти два обстоятельства и определили необходимость разработки и принятия республиканского пакета законов по налогам. Так 24 декабря 1991 года был принят Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан». В целом Закон предусматривал 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов и стал одним из первых шагов в реформировании экономики государства.

Введением Закона «О налоговой системе в Республике Казахстан» впервые установлено четкое разграничение налогов, внесены определенная организованность и ясность в порядок установления налогов Верховным Советом и местными Советами народных депутатов. Кроме того, это способствовало унификации налогов, что являлось обязательным условием формирования единой налоговой системы республики. В то же время такое разграничение являлось гарантией стабильности доходной базы местных бюджетов и обеспечения за счет этого их роста и автономного функционирования.

Одним из наиболее принципиальных изменений, внесенных в налогообложение прибыли, явилась отмена ограничений на размеры заработной платы, включаемой в себестоимость при исчислении налогооблагаемой прибыли, и, соответственно, отмена практики увеличения налогооблагаемой прибыли на сумму превышения расходов на оплату труда над нормируемой их величиной. Это изменение соответствовало политике либерализации заработной платы и в принципе означало начало кардинальной реформы системы оплаты труда, ее рыночной ориентации и ограничений государственного вмешательства в экономику. Снятие ограничений в оплате труда позволило предприятиям относительно спокойно переносить либерализацию цен, так как отсутствующие в бюджете государства средства на компенсацию роста цен были восполнены средствами самих предприятий. Кроме того, было внесено положение об освобождении от налога прибыли, полученной за счет превышения против соответствующего периода прошлого года физических объемов производства продуктов питания, товаров народного потребления, товаров для детей, детского питания и медикаментов.

Были снижены ставки налога на прибыль коммерческих и кооперативных банков, сберегательных банков и страховых организаций с 55 до 45 процентов.

В то же время увеличена до 55 процентов ставка налога на прибыль предприятий всех форм собственности, включая малые предприятия, от посреднической и коммерческой деятельности, а также на прибыль фондовых, товарно-сырьевых бирж и брокерских контор и фирм.

Наиболее значительным и принципиальным изменением практики налогообложения было введение, совершенно нового для того времени, Налога на добавленную стоимость.

Этот налог является мощным средством предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных средств, поскольку прямо связывает налоговые поступления с ростом цен. Главное же его преимущество, объясняющее его широкое применение в большинстве развитых стран, состоит в том, что этот налог позволяет регулировать сферу потребления, практически не сдерживая сферу производства.

Важные изменения были внесены в систему Индивидуального подоходного налогообложения, а именно введение положения о периодической индексации необлагаемого минимума заработной платы по мере роста цен.

Введение налога на имущество физических лиц было определено реальными изменениями, происходившими в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации. Налог на имущество физических лиц был введен по весьма малой ставке – 0,1 процента инвентаризационной стоимости имущества. При этом был предусмотрен и довольно широкий круг персональных освобождений от уплаты этого налога для отдельных категорий граждан.

Как отмечено выше, действующая до 1995 года система налогообложения была далека от совершенства. Необходимость в безотлагательном создании и введении в действие Налогового кодекса была продиктована многими объективными причинами и, в первую очередь, обусловленными насущными потребностями общества, коренными политическими и экономическими преобразованиями, нацеленными на всемерное развитие товарно-денежных отношений в условиях обретенного республикой государственного суверенитета.

Веской причиной для незамедлительной замены одним Налоговым кодексом многочисленных и нередко противоречащих друг другу законодательных и подзаконных актов, стала сама налоговая система действовавшая по принципу «селективного льготирования». Например, по налогу на прибыль применялось до девяти разных по величине – от 0 до 70 процентов – ставок (в зависимости от формы собственности, отрасли, вида деятельности) и еще более 40 видов льгот в виде освобождения от уплаты или снижения ставок налога (в зависимости от направления расходования прибыли, источника ее образования). Все большим количеством льгот обрастали и остальные налоги.

Прямым следствием подобной порочной практики было постоянное параллельное увеличение количества самих налогов и прочих обязательных платежей, в том числе расчетной базой для которых является себестоимость, а также чрезмерное, намного превышающее разумные пределы, увеличение их ставок.

Таким образом, действовавшая налоговая система не стимулировала хозяйствующие субъекты к повышению деловой активности и развитию товарного производства, к внедрению дорогостоящих высокоэффективных технологий и долгосрочному вложению своих капиталов. Отпугивающее, действовала наша налоговая система и на зарубежных инвесторов своим сугубо фискальным уклоном, нестабильностью, сложностью, громоздкостью и полным несоответствием общепринятым международным стандартам.

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и изменений налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом.

Резкое увеличение количества налогоплательщиков с многообразием форм собственности привело к усложнению хозяйственного и налогового учета, что, в свою очередь, затруднило контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и, прежде всего, своевременностью и полнотой уплаты налогов и платежей.

Тем самым была заложена основа становления эффективной системы налогового администрирования, созданы необходимые предпосылки для комплексного подхода к выполнению многообразных функций и задач, поставленных перед налоговыми органами.

В июле 1995 года был введен в действие Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», заменивший Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан».

Принятие нового Закона повлияло на снижение налогового бремени и, в конечном счете, на стабилизацию деятельности субъектов и увеличение соответствующих платежей в бюджет.

Следует отметить, что Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивный Налоговый кодекс. Важным отличительным нововведением стали отмена с июля 1997 года кассового метода в налоговом учете и переход на метод начисления.

Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. «О дальнейшем реформировании системы государственных доходов Республики Казахстан», было образовано Министерство государственных доходов Республики Казахстан, в ведение которого были переданы функции и полномочия по управлению имуществом и делами Налогового комитета, Таможенного комитета, департамента Налоговой полиции, акционерного общества "Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий" и Комитета по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции.

С созданием Министерства государственных доходов Республики Казахстан улучшилось качество взаимодействия всех фискальных органов. Министерству было передано ОАО «Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий», которое было определено Правительством в качестве уполномоченного органа по представлению интересов кредиторов по обязательным платежам в бюджет.

Взаимодействие налоговых органов и Агентства, работающих в составе Министерства государственных доходов, позволило в полной мере обеспечить выполнение требований налогового законодательства и законодательства о банкротстве. В январе 1998 года был создан Комитет по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции, который также вошел в состав Министерства государственных доходов. Защита потребителя от недоброкачественной продукции и создание легального рынка алкоголя стало одной из главных задач Комитета.

28 августа 2002 года Указом Президента Республики Казахстан № 931 образован Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан. В настоящее время в составе Налогового комитета – Центральный аппарат, 16 налоговых департаментов, из них 14 областных и 2 городских в городах Астана и Алматы, 215 районных налоговых управлений.

Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы объективно диктовали необходимость систематизации всех положений и норм о налогах и других обязательных платежах в бюджет, регулирующих налоговые отношения в республике. Все эти обстоятельства обусловили продолжение реформ налогового законодательства и разработку нового Налогового кодекса Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс редакции 2008 года был разработан на базе действующего налогового законодательства, с проведением тщательной ревизии действующих положений налогообложения на предмет их соответствия достигнутому этапу развития Казахстана, и строго в рамках стратегических направлений определенных Главой государства.

В Налоговом кодексе заложены следующие основные позитивные аспекты:

Первое – это улучшения, касающиеся вопросов обновления основных средств и стимулирования развития лизинговых отношений.

Второе достижение – это сближение положений по налогу на добавленную стоимость Казахстана с налогом на добавленную стоимость европейских стран.

Третье – наряду с фискальными интересами в Налоговом кодексе реализуется идея стимулирования через особенности налогообложения приоритетных отраслей экономики, таких как социальная сфера, аграрный сектор и малый бизнес.

Налоговым кодексом установлено освобождение доходов - от корпоративного подоходного налога, и оборотов – от налога на добавленную стоимость, некоммерческих организаций, а также организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере: это дошкольное воспитание, библиотечное обслуживание, образование, медицинское обслуживание, наука, спорт и культура, а также предприятия, использующие труд инвалидов.

Значительные послабления в вопросах налогообложения применяются к налогоплательщикам аграрного сектора: крестьянским (фермерским) хозяйствам и юридическим лицам – сельхозтоваропроизводителям. Так, для крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливается упрощенный порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога вместо уплаты фермерами налога на добавленную стоимость, подоходного налога, земельного налога, налога на транспортные средства и налога на имущество. По социальному налогу предусматривается пониженная ставка. Данное положение касается доходов фермера от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продуктов ее переработки.

Для юридических лиц - сельхозтоваропроизводителей Налоговым кодексом установлена патентная система расчетов с бюджетом, которая, в сущности, является механизмом косвенного субсидирования сельского хозяйства.

Государственная поддержка данной категории налогоплательщиков выражается в 80-процентном уменьшении суммы налогов, рассчитанных по патенту.

Достаточно уникальный подход по налогообложению предлагается для субъектов малого бизнеса. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса может в добровольном порядке применяться юридическими лицами-субъектами малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями, соответствующими установленным критериям по доходу, численности работников, видам деятельности.

Специальный налоговый режим заменяет обычный порядок исчисления и уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога, за исключением, удерживаемого у источника выплаты, а также социального налога. Режим предусматривает три формы упрощенного расчета с бюджетом на основе разового талона, патента и упрощенной декларации.

Упрощение режима налогообложения для субъектов малого бизнеса, касается трех аспектов: упрощение учета объекта обложения, исчисления налогов, а также процедуры составления налоговой отчетности в виде упрощенной декларации.

Налоговым кодексом решается самая главная задача формирования налогового законодательства – сделать его применение простым и единообразным, без возможности двойственного толкования его норм, как со стороны органов государственного управления, так и со стороны налогоплательщиков.

Концепция, заложенная в Налоговом кодексе Республики Казахстан, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижение сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. При этом действующие положения Налогового кодекса максимально приближены к международной модели и международным принципам налогообложения.

Современные условия развития диктуют необходимость улучшения качества и спектра, предоставляемых налоговыми органами услуг, что в настоящее время является стратегической задачей налоговых органов. Вот уже на протяжении четырех лет в части оценки по данному направлению используется оценка независимого исследовательского центра «САНДЖ».

По результатам опроса 2010 года показатель удовлетворенности качеством услуг субъектами бизнеса составил - 88%, а населением - 89%.

Необходимо отметить, что положительная динамика наблюдается также по таким параметрам качества услуг как: своевременность и содержательность информации, удовлетворенность персоналом. Растет доверие к налоговым органам и улучшается мнение налогоплательщиков о квалификации работников налоговой службы на местах.

В части развития электронных услуг для удобства налогоплательщиков на сайте Налогового комитета реализовано приложение «Web-кабинет налогоплательщика», которое предоставляет налогоплательщику следующие возможности:

• заполнение и представление форм налоговой отчетности;

• поиск и просмотр, представленных ранее форм налоговой отчетности;

• представление налогового заявления на проведение зачетов/возвратов налогов и других обязательных платежей, пеней и штрафов;

• представление налогового заявления для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;

• представление налогового заявления о проведении документальной проверки;

• получение уведомлений налоговых органов;

• просмотр регистрационных данных, лицевых счетов, информации о зарегистрированных объектах налогообложения и т.д.

Необходимо отметить, что Налоговым комитетом одним из первых государственных органов начата и ведется активная работа по налаживанию открытого диалога с налогоплательщиками, большое распространение получили электронные формы обратной связи с Налоговым комитетом через сайт www.salyk.kz, электронную почту, блоги - где каждый налогоплательщик может обратиться к руководству Налогового комитета, оставить предложения, жалобы и т.д.

Внедрены механизмы оплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет через сеть банкоматов, Интернет, Web-киоски и «Терминалы налогоплательщика», внедрение которых преимущественно производится в сельских округах, где отсутствуют налоговые органы. Нельзя не отметить такие нововведения как строительство Центров приема и обработки информации налоговых органов, доступ к информации по налоговому законодательству через Call-центр.

Одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов является совершенствование налогового администрирования. Особую актуальность при этом приобретают, снижение административных барьеров и укрепление налоговой дисциплины, а также противодействие таким негативным проявлениям, как коррупция.

Начиная с 2010 года, Налоговым комитетом реализуется «Программа совершенствования налогового администрирования на 2010 – 2011 годы», целью, которой является совершенствование налогового администрирования путем принятия мер по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет, улучшению условий для добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств.

А с 2011 года намечен курс на полное реформирование системы налогового администрирования – это реализация совместного с Всемирным банком «Проекта по реформированию налогового администрирования на 2011-2014 годы».

Налоговым комитетом в тесном взаимодействии с данным международным институтом был проведен ряд совместных реформ, в большей части по IT направлению. Взаимодействие с данным институтом развития в части налогообложения является одним из шагов по реализации Стратегии вхождения Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Новый совместный с Всемирным банком «Проект по реформированию налогового администрирования» нацелен на реформирование и укрепление налогового администрирования в Казахстане и повышение уровня добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, эффективности мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, административной эффективности и снижение потенциала для коррупции.

Одним из наиболее важных мероприятий данного Проекта является – поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов граждан. Важное значение при этом будет иметь тесно связанное с переходом на всеобщее декларирование создание Центров обработки данных налоговых органов. Также одной из наиболее важных задач Проекта является дальнейшее внедрение принципов системы управления рисками (СУР). В настоящий момент налоговыми органами уже внедрены принципы СУР в текущей деятельности – налоговые проверки с применение Системы управления рисками, позволяют совершенствовать отбор субъектов для проверки и проводить «точечные» проверки только тех налогоплательщиков, которые нарушают налоговое законодательство.

Дальнейшее развитие Call-центра Налогового комитета, ре-инжиниринг бизнес-процессов, пересмотр структуры налоговых органов, пересмотр действующей системы апелляций, модернизация и развитие существующих информационных систем – вот лишь основные мероприятия Проекта.

Реализация Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования и принесет выгоды субъекты предпринимательской деятельности, населению, государственным органам, использующим данные информационных систем Налогового комитета.

Налоговым комитетом обеспечивается ежегодное исполнение плана по поступлению в государственный бюджет доходов по всем видам налогов и платежей. Максимальная сумма поступлений обеспечивается за счет добывающих отраслей – обеспечивая реализацию озвученного Главой государства поручения о переносе нагрузки на сырьевой сектор экономики. Введение Налога на добычу полезных ископаемых, с едиными ставками по видам полезных ископаемых вместо Роялти со ставками, отраженными в контрактах на недропользование, привело к увеличению изъятия природной ренты.

Важным событием также является вступление Казахстана с 1 июля 2010 года в Таможенный союз. Одним из новшеств которого стало возложение на налоговые органы новой функции – по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле.

Поскольку работа в условиях Таможенного союза является новшеством, целью которого является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции государств-членов Таможенного союза, вся деятельность налоговых органов направлена на улучшение/упрощение налогового администрирования. В этой части Налоговым комитетом на постоянной основе проводятся круглые столов с налогоплательщиками, на которых рассматриваются проблемные вопросы, возникающие во взаимной торговле, которые в последующем, выносятся на рассмотрение экспертной группы, действующей в рамках Таможенного союза, в целях их разрешения.

Подводя итоги деятельности органов налоговой службы со дня ее образования, следует отметить, что весь процесс реформирования налоговой системы нашего государства был направлен на постоянное совершенствование налогового законодательства, гармонизацию взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.


Поделиться ссылкой: # # # # # # # # # # # #
Кто онлайн